В современных социально-экономических условиях общество предъявляет высокие требования к знаниям, навыкам и умениям выпускников и молодых специалистов. Прежние модели обучения уже не могут в должной степени удовлетворить эти требования, а также склонности и способности учащихся. В связи с этим происходит интенсификация учебной деятельности и процесс ее профилизации уже в средней школе. В течение последних четырех десятилетий понятие «непрерывное образование» (lifelong learning) является основополагающей целью политики России в сфере образования как на национальном, так и международном уровнях [1].
Повышение качества медицинской помощи и развитие системы непрерывного медицинского образования являются приоритетными направлениями здравоохранения и медицинского образования. При этом в отечественной литературе имеются лишь единичные работы по оценке здоровья учащихся профильных классов [2, 5], в том числе медико-биологических [3, 4]. Практически отсутствуют сведения об умственной работоспособности в условиях гигиенической оценки эффективности и безопасности системы довузовской подготовки, что требует изучения с целью разработки гигиенических рекомендаций.
На базе Сеченовского университета, имеющего более чем 30-летний опыт работы с медицинскими классами, с целью развития непрерывного медицинского образования на довузовском этапе в 2016 г. было создано новое подразделение — Ресурсный центр «Медицинский Сеченовский предуниверсарий». В рамках обучения школьники получают не только знания школьной программы, предусмотренные ФГОС, но и предпрофессиональную подготовку, необходимую для формирования важных качеств будущего врача-исследователя, которые в полной мере соответствовали бы требованиям вуза, современной потребности рынка труда и качеству подготовки специалиста в формате овладения специальными навыками.
Ресурсный центр показывает высокую степень подготовки и конкурентоспособность своих выпускников и по данным рейтинговое агентство RAEX занимает лидирующее место по направлению «Медицина».