По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.954.4 DOI:10.33920/med-08-1912-07

Гигиеническая оценка образа жизни детей дошкольного возраста

Рукавкова Елена Михайловна канд. биол. наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и гигиены, ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева», г. Орел, e-mail: erukavkova@bk.ru

Представлены результаты оценки образа жизни детей дошкольного возраста. У значительного числа опрошенных дошкольников выявлены отклонения в режиме дня и формировании здорового образа жизни. Существенные отклонения от гигиенических нормативов отмечаются у детей, не посещающих дошкольные образовательные организации. Основными нарушениями в структуре режима дня являются отсутствие дневного сна, сокращение времени пребывания на свежем воздухе, чрезмерное увлечение компьютерными играми и просмотром телепередач, низкая физическая активность и увеличение потребления «запрещенных продуктов питания». Полученные результаты свидетельствуют о необходимости оптимизации образа жизни детей, не посещающих дошкольные организации, что может быть организовано совместными усилиями семьи и педиатров для составления рационального режима дня и контроля за его выполнением в соответствии с гигиеническими требованиями.

Литература:

1. Богомолова Е. С., Олюшина Е. А., Котова Н. В., Бадеева Т. В., Ковальчук С. Н., Писарева А. Н., Киселева А. С., Санникова О. А. Распространенность нарушений пищевого статуса детей и подростков в современных условиях и определяющие их факторы (научный обзор) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2018. — № 3. — С. 10–18.

2. Грошева Е. С., Картышева С. И., Попова О. А. Аспекты здоровьесберегающей мотивации детей дошкольной группы // Гигиена и санитария. — 2015. — Т. 94. — № 9. — С. 12–14.

3. Перевалов А. Я., Лир Д. Н. Выбор метода изучения питания детей в организованных коллективах при оценке риска здоровью // Санитарный врач. — 2015. — № 9.

4. Станченко О. П., Жиделев И. Д., Аверьянова И. В. Особенности психофизиологических характеристик в зависимости от продолжительности сна у школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2018. — № 3. — С. 45–49.

5. Сухарев А. Г., Игнатова Л. Ф., Стан В. В. Методика оценки образа жизни школьников // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2015. — № 3. — С. 13–16.

6. Храмцов П. И., Березина Н. О., Гронец И. Ю., Бурба И. В., Юркова Р. М. Состояние здоровья и функциональные возможности организма старших дошкольников в динамике учебного года // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2014. — № 3. — С. 17–23.

7. Чичерин Л. П., Никитин М. В., Щепин В. О. Охрана здоровья и жизни детей и подростков России — государственная проблема // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2019. — № 2. — С. 14–21.

8. Денисов Л. А., Нехорошева Е. В., Авраменко В. Г. Насущные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний и формирования компетенций здорового образа жизни в образовательном пространстве // Санитарный врач. — 2017. — № 10 (164). — С. 20–31.

1. Bogomolova E. S., Olyushina E. A., Kotova N. V., Badeeva T. V., Kovalchuk S. N., Pisareva A. N., Kiseleva A. S., Sannikova O. A. Prevalence of violations of the nutritional status of children and adolescents in modern conditions and their determining factors (scientifi c review) // Questions of school and University medicine and health. — 2018. — N. 3. — P. 10–18 (in Russian).

2. Grosheva E. S., Kartysheva S. I., Popova O. A. Aspects of health-saving motivation of preschool children // Hygiene and sanitation. — 2015. — N. 94 (9). — P. 12–14 (in Russian).

3. Perevalov A. Ya., Lir D. N. the Choice of the method of studying the nutrition of children in organized groups when assessing the risk to health // Sanitary doctor. — 2015. — N. 9. — P. 15–21 (in Russian).

4. Stanchenko O. P., Zhidelev I. D., Averyanova I. V. Features of psychophysiological characteristics depending on the duration of sleep in schoolchildren // Questions of school and University medicine and health. — 2018. — N. 3. — P. 45–49 (in Russian).

5. Sukharev A. G., Ignatova L. F., Stan V. V. Methods of assessing the lifestyle of schoolchildren // Questions of school and University medicine and health. — 2015. — N. 3. — P. 13–16 (in Russian).

6. Khramtsov P. I., Berezina N. O., Gronets I. Yu., Burba I. V., Yurkova R. M. The State of health and functional capabilities of the organism of senior preschoolers in the dynamics of the academic year // Questions of school and University medicine and health. — 2014. — N. 3. — P. 17–23 (in Russian).

7. Chicherin L. P., Nikitin M. V., Shchepin V. O. Protection of health and life of children and adolescents of Russia — the state problem // Questions of school and University medicine and health. — 2019. — N. 2. — P. 14–21 (in Russian).

8. Denisov L. A., Nekhorosheva E. V., Avramenko V. G. Urgent problems of prevention of noncommunicable diseases and formation of competencies of healthy lifestyle in the educational space // Sanitary doctor. — 2017. — N. 10 (164). — P. 20–31 (in Russian).

Отмечающееся в последнее время ухудшение состояния здоровья детей и подростков требует более пристального внимания к проблеме сохранения и укрепления их здоровья. Среди причин, формирующих состояние здоровья, доля социально-гигиенических факторов, включающих образ жизни, наиболее значима и составляет около 40 % [7, 8]. Образ жизни ребенка является основой формирования его здоровья на протяжении всей последующей жизни [5]. По мнению ряда авторов, наиболее благоприятным периодом для формирования установок на здоровый образ жизни можно считать дошкольный возраст. В этом возрастном периоде формируются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Поэтому проблема особенностей образа жизни детей дошкольного возраста является одной из актуальных в гигиене детей и подростков [2, 6].

Цель нашей работы — изучить особенности образа жизни детей дошкольного возраста.

По разработанной нами анкете проведен опрос родителей детей в возрасте от 5 до 7 лет. Опрошенные были разделены на две группы. Дети родителей первой группы регулярно посещают дошкольные образовательные организации (90 человек). Дети родителей второй группы не посещают дошкольные организации, находятся под присмотром родственников или наемного персонала (52 человека).

Более половины (68 %) родителей первой группы ответили, что считают необходимым формирование здорового образа жизни детей, начиная с дошкольного возраста. Во второй группе данный показатель составил 63 %. При этом в обеих группах от 40 до 50 % родителей считают, что недостаточно осведомлены об основных элементах здорового образа жизни и хотели бы владеть дополнительной информацией по данному вопросу.

Одним из критериев, характеризующих образ жизни детей, можно считать соблюдение рационального режима дня. Нами было выяснено, что более половины родителей (74,5 %) детей первой группы стараются соблюдать режим ребенка вне стен детского сада. Среди детей второй группы число детей, соблюдающих гигиенически правильный режим дня, по мнению их родителей, составил 64 %.

Для Цитирования:
Рукавкова Елена Михайловна, Гигиеническая оценка образа жизни детей дошкольного возраста. Санитарный врач. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: