По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.6:61:378:159.9

Гигиеническая оценка напряженности трудового процесса и эмоционального состояния профессорско-преподавательского состава медицинского вуза

Анищенко Е.Б. канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры гигиены, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Приморский край, г. Владивосток
Транковская Л.В. д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Приморский край, г. Владивосток
Важенина А.А. старший преподаватель кафедры гигиены, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Приморский край, г. Владивосток
Мирошниченко И.Р. студент 5 курса, обучающийся по специальности «медико-профилактическое дело», Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Приморский край, г. Владивосток

Состояние здоровья сотрудников профессорско-преподавательского состава вуза влияет на качество образовательного процесса в учебном заведении и, как следствие, на формирование профессиональных компетенций будущих выпускников. Известно, что работники сфер образования и здравоохранения больше других подвержены стрессу, гиподинамии и, как следствие, профессиональному (эмоциональному) выгоранию. Настоящее исследование посвящено изучению самочувствия, активности, настроения, профессионального (эмоционального) выгорания профессорско-преподавательского состава медицинского вуза, оценке напряженности их трудового процесса, профессионального риска. Изучение самочувствия, активности, настроения, профессионального (эмоционального) выгорания проведено с помощью анкетного опроса по известным методикам. Оцен- ка напряженности трудового процесса проведена согласно Руководству по оценке профессионального риска для здоровья работников, оценка категорий профессионального риска — Руководству по оценке профессионального риска для здоровья работников, а также с использованием матрицы последствий и вероятностей по ГОСТ «Менеджмент риска. Технологии оценки риска». Установлено, что условия труда профессорскопреподавательского состава медицинского вуза напряженные 2 степени. Оценка функционального эмоционального состояния показала, что у профессорско-преподавательского состава медицинского вуза наблюдается эмоциональное выгорание средней степени на фоне высокого уровня психоэмоционального истощения. Показатели самочувствия и настроения имеют высокие (благоприятные) уровни, показатель активности, напротив, имеет низкое (неблагоприятное) значение, предположительно на фоне нарастающего утомления работников. Профессиональный риск здоровью работников — средний (существенный), класс риска по тяжести возможных последствий идентифицированных опасных событий — средний (Т3), вероятность проявления последствий опасного события — высокая (В4), класс риска — средний (С12).

Литература:

1. Салехов С.А., Максимюк Н.Н., Салехова М.П. Влияние гиподинамии на развитие соматопсихических нарушений. Вестник НовГУ. 2016; 6 (97): 124–126.

2. Di Martino V. First results of an international study of preventive anti-stress programmes. Geneva: ILO.1992.

3. Шишова А.В., Жданова Л.А. Перспективные направления стандартизации работы медицинского персонала образовательных учреждений. Тихоокеанский медицинский журнал. 2009; 4 (38): 70–74.

4. Медведев В.И., Аверьянов В.С., Айдаралиев А.А. Физиология трудовой деятельности. Основы современной физиологии. СПб.: Наука. 1993: 528.

5. Чурганов О.А., Медведев Д.С., Щуров А.Г., Бондарев С.А. Психофизиологическая характеристика и оценка напряженности управленческого труда в высшем учебном заведении с позиций риска профессиональному здоровью. Современные проблемы науки и образования. 2016; 5. URL:https://www. science-education.ru/ru/article/view?id = 25232 (дата обращения: 19.06.2020).

6. Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания. Вопросы психологии. 2005; 2: 94–104.

7. Домрачева С.А. Изучение эмоционального выгорания педагогов. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; 71–75. URL: https://e-koncept.ru/2015/95166.htm (дата обращения: 23.06.2020).

8. Федоров Б.М. Стресс и система кровообращения. М.: Медицина. 1991: 319.

9. Горблянский Ю.Ю., Понамарева О.П., Конторович Е.П., Волынская Е.И. Современные представления о профессиональном выгорании в медицине труда. Медицина труда и промышленная экология. 2020; 60 (4): 244–249.

10. Чутко Л.С., Козина Н.В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М.: МЕДпресс-информ. 2015: 256.

11. Бондарев С.А., Василенко В.С. Заболеваемость сердечно-сосудистой системы у лиц, испытывающих хроническое профессиональное психоэмоциональное перенапряжение. Ученые зап. СПБГМУ им. Акад.И. П. Павлова. 2012; 19 (1): 54–58.

12. Навакатикян А.О., Крыжановская В.В., Кальниш В.В. Физиология и гигиена умственного труда. Киев: Здоровье. 1987: 150.

13. Джаппуева Т.И., Тимошенко Т.В. Исследование уровня эмоционального выгорания педагогов. АНИ: педагогика и психология. 2016; 5 (15): 215–217.

14. Цачева Н., Любомирова К., Табанска М. Сравнительный анализ влияния условий труда на учителей и статус педагогических работников в системе образования Болгарии. Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013; 1–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analizvliyaniya-usloviy-truda-na-uchiteley-i-status-pedagogicheskih-rabotnikov-v-sisteme-obrazovaniyabolgarii (дата обращения: 22.06.2020).

15. Толмачев Д.А. Социально-гигиеническая характеристика образа жизни и условий труда преподавателей медицинского вуза. Вестник ИвГМА. 2012; 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnogigienicheskaya-harakteristika-obraza-zhizni-i-usloviy-truda-prepodavateley-meditsinskogo-vuza (дата обращения: 23.06.2020).

Забота о здоровье работающего населения является важной стратегической задачей общества и государства. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики в 2020 г. численность занятой рабочей силы составляет 64,4 % от всего населения Российской Федерации, из них 9,5 % трудятся в сфере образования, 5,8 % в сфере здравоохранения. Профессорско-преподавательский состав медицинских вузов, безусловно, должен являться образцом подражания в поведении и отношении к своему здоровью. Однако многочисленные исследования отмечают низкое физическое и психическое здоровье педагогических работников. Следует отметить, что профессорскопреподавательский состав медицинских вузов осуществляет свою трудовую деятельность одновременно в двух сферах: здравоохранения и образования, несет большую непосредственную ответственность за качество подготовки будущих врачей и опосредованную ответственность за жизнь и здоровье пациентов. Согласно литературным данным ведущими факторами риска состояния здоровья педагогических и медицинских работников являются интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, которые нередко сочетаются с гиподинамией. Салехов С. А. и соавторы выявили, что стремительно растущая в последние годы информационная нагрузка и психическое напряжение в комплексе с гипокинезией способствуют нейроинтоксикации и недостатку кислорода в крови (гипоксии), что, в свою очередь, содействует дисбалансу и переутомлению функциональных возможностей центральной нервной системы (ЦНС) [1–3].

В практической деятельности появляются такие моменты, когда профессионал ощущает усталость, бессилие, опустошение. Всё это говорит о его профессиональном выгорании, которое возникает в связи с тем, что специалист не справляется с рабочей ситуацией и у него отсутствует мотивация для дальнейшего профессионального роста. Профессиональное выгорание — это устойчивая совокупность ряда симптомов, формирующихся в условиях хронического стресса, который приводит к исчерпыванию духовных и личностных сил работника [4, 5].

Для Цитирования:
Анищенко Е.Б., Транковская Л.В., Важенина А.А., Мирошниченко И.Р., Гигиеническая оценка напряженности трудового процесса и эмоционального состояния профессорско-преподавательского состава медицинского вуза. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: