Забота о здоровье работающего населения является важной стратегической задачей общества и государства. В соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики в 2020 г. численность занятой рабочей силы составляет 64,4 % от всего населения Российской Федерации, из них 9,5 % трудятся в сфере образования, 5,8 % в сфере здравоохранения. Профессорско-преподавательский состав медицинских вузов, безусловно, должен являться образцом подражания в поведении и отношении к своему здоровью. Однако многочисленные исследования отмечают низкое физическое и психическое здоровье педагогических работников. Следует отметить, что профессорскопреподавательский состав медицинских вузов осуществляет свою трудовую деятельность одновременно в двух сферах: здравоохранения и образования, несет большую непосредственную ответственность за качество подготовки будущих врачей и опосредованную ответственность за жизнь и здоровье пациентов. Согласно литературным данным ведущими факторами риска состояния здоровья педагогических и медицинских работников являются интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, которые нередко сочетаются с гиподинамией. Салехов С. А. и соавторы выявили, что стремительно растущая в последние годы информационная нагрузка и психическое напряжение в комплексе с гипокинезией способствуют нейроинтоксикации и недостатку кислорода в крови (гипоксии), что, в свою очередь, содействует дисбалансу и переутомлению функциональных возможностей центральной нервной системы (ЦНС) [1–3].
В практической деятельности появляются такие моменты, когда профессионал ощущает усталость, бессилие, опустошение. Всё это говорит о его профессиональном выгорании, которое возникает в связи с тем, что специалист не справляется с рабочей ситуацией и у него отсутствует мотивация для дальнейшего профессионального роста. Профессиональное выгорание — это устойчивая совокупность ряда симптомов, формирующихся в условиях хронического стресса, который приводит к исчерпыванию духовных и личностных сил работника [4, 5].