В последние годы повсеместно отмечается проблема низкой двигательной активности детей и подростков. Указанное обусловлено высокой аудиторной и внеаудиторной нагрузкой на подрастающий организм, что требует длительного сохранения положения сидя, а также низким уровнем физического воспитания. Для нормального развития физического здоровья детей и подростков необходима достаточная двигательная активность. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма. Многими авторами [2, 3] отмечено, что около 85 % дневного времени большинство школьников находятся в сидячем положении. Даже у младших школьников двигательная активность занимает только 17 % времени суток. С поступлением в школу физическая активность детей падает почти на 50 %. В общеобразовательных организациях основной формой физических нагрузок являются уроки физкультуры, которые, хоть и составляют не менее трех уроков в неделю [6], не полностью покрывают потребности в двигательной активности подрастающего поколения. Это связано с проблемой преподавания, устаревшими программами и методиками обучения, недостатком кадрового ресурса и проблемами материально обеспечения. Государством для решения данного комплекса проблем была принята концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в которой уделено внимание роли физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России. К числу основных целей и задач отнесены:
– внедрение в систему общеобразовательных организаций мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности;
– существенное увеличение объема спортивной нагрузки во внеурочное время;
– совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий;
– развитие инфраструктуры в сфере физической культуры и спорта и многое другое [5].
Всё это направлено на улучшение здоровьесберегающей среды детей и подростков различного возраста [2].