По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955

Гигиеническая характеристика условий и организации физического воспитания в образовательных организациях

Агафонов Артем Иванович канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450022, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, e-mail: artem.agafonov02@gmail.com
Степанов Евгений Георгиевич канд. мед. наук, руководитель Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, главный государственный санитарный врач по Республике Башкортостан, 450054, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, e-mail: doctorse@mail.ru
Поварго Елена Анатольевна канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела, ИДПО ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450076, Россия, Республика Башкортостан, г.Уфа, e-mail: elena.povargo@mail.ru
Ахметшина Римма Асхатовна начальник отдела надзора по гигиене детей и подростков Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, 450054, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, e-mail: akhmetshina_ra@02.rospotrebnadzor.ru
Габбасов Айнур Зубаирович ординатор кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела, ИДПО ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450005, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, e-mail: gabbasova_ainur@mail.ru
Воскресенская Елизавета Константиновна ординатор кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела, ИДПО ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздрава России, 450008, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, e-mail: talgat-zulkarnaev@mail.ru

В статье представлены данные гигиенической оценки организации и условий проведения уроков физического воспитания в образовательных учреждениях. Проведено 58 хронометражных наблюдений на занятиях физической культуры. Производился подсчет частоты сердечных сокращений у обучающихся до урока, после каждой части выполнения спортивных программ, в конце урока и на 2–3-й минуте восстановительного периода. Установлено, что условия для занятий физической культурой и спортом в образовательных учреждениях г. Уфы не всегда соответствуют гигиеническим требованиям: в двух школах отсутствовала собственная спортивная зона, только в 28,5 % случаев были оборудованы специальные площадки для спортивных игр. Структура уроков физкультуры в большинстве случаев является нерациональной: отмечена низкая моторная плотность, недостаточный уровень моторной нагрузки в основной части и превышение рекомендуемых величин в заключительной части уроков.

Литература:

1. Баранов А. А., Щеплягина Л. А., Ильин А. Г. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Российский педиатрический журнал. — 2005. — № 2. — С. 4–8.

2. Елюкова А. В., Сырцова М. А. Двигательная активность детей и технологии профилактики гипокинезии в образовательном процессе // Санитарный врач. — 2017. –№ 2. — С. 4–8.

3. Кучма В. Р., Храмцов П. И., Сотникова Е. Н. Новые подходы к интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательном процессе // Гигиена и санитария. — 2006. — № 5. — С. 61–64.

4. Соломай Т. В. Гигиена детей и подростков будет развиваться по пути комплексной многофакторной оценки условий и характера жизнедеятельности детей и подростков, анализа рисков для здоровья подрастающего поколения // Санитарный врач. — 2017. –№ 2. — С. 12–17.

5. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — № 33. — Ст. 4110.

6. СанПиН 2.4.2.2821–10 от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изм. и доп. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant. ru/12183577/#ixzz5ZT5UkSz4.

7. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant. ru/12157560/#ixzz5ZT70s7hs.

В последние годы повсеместно отмечается проблема низкой двигательной активности детей и подростков. Указанное обусловлено высокой аудиторной и внеаудиторной нагрузкой на подрастающий организм, что требует длительного сохранения положения сидя, а также низким уровнем физического воспитания. Для нормального развития физического здоровья детей и подростков необходима достаточная двигательная активность. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма. Многими авторами [2, 3] отмечено, что около 85 % дневного времени большинство школьников находятся в сидячем положении. Даже у младших школьников двигательная активность занимает только 17 % времени суток. С поступлением в школу физическая активность детей падает почти на 50 %. В общеобразовательных организациях основной формой физических нагрузок являются уроки физкультуры, которые, хоть и составляют не менее трех уроков в неделю [6], не полностью покрывают потребности в двигательной активности подрастающего поколения. Это связано с проблемой преподавания, устаревшими программами и методиками обучения, недостатком кадрового ресурса и проблемами материально обеспечения. Государством для решения данного комплекса проблем была принята концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в которой уделено внимание роли физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России. К числу основных целей и задач отнесены:

– внедрение в систему общеобразовательных организаций мониторинга состояния здоровья и физической подготовленности;

– существенное увеличение объема спортивной нагрузки во внеурочное время;

– совершенствование системы физкультурных и спортивных мероприятий;

– развитие инфраструктуры в сфере физической культуры и спорта и многое другое [5].

Всё это направлено на улучшение здоровьесберегающей среды детей и подростков различного возраста [2].

Для Цитирования:
Агафонов Артем Иванович, Степанов Евгений Георгиевич, Поварго Елена Анатольевна, Ахметшина Римма Асхатовна, Габбасов Айнур Зубаирович, Воскресенская Елизавета Константиновна, Гигиеническая характеристика условий и организации физического воспитания в образовательных организациях. Санитарный врач. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: