По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955

Гигиеническая характеристика шрифтового оформления текста электронных учебников

Кучма Владислав Ремирович д-р мед. наук, член-корр. РАН, профессор, заместитель директора ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России по научной работе — директор НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, зав. кафедрой гигиены детей и подростков ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И. М. Сеченова (Сеченовский университет)» Минздрава России, 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, e-mail: kuchmavr@nczd.ru
Саньков Сергей Вячеславович аспирант кафедры гигиены детей и подростков педиатрического факультета, ФГАОУ ВО «Первый МГМУ имени И. М. Сеченова (Сеченовский университет)» Минздрава России, 119991, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, e-mail: cankov@yandex.ru
Барсукова Наталья Константиновна канд. мед. наук, заведующая лабораторией комплексных проблем гигиенической оценки и экспертизы, руководитель Испытательного лабораторного центра, старший научный сотрудник, ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 105064, г. Москва, Малый Казенный пер., д. 5, стр. 5, e-mail: ilc-giglena@mail.ru

Благодаря современному техническому оснащению в школах создаются условия для массового внедрения новых различных видов электронно-образовательных ресурсов, которые могут неблагоприятно влиять на психофизиологическое состояние организма и здоровье обучающихся. Одной из основных причин развития утомления зрительного анализатора и нервной системы детей является шрифтовое оформление электронных учебных текстов. Поэтому представляется актуальной гигиеническая оценка безопасности этих педагогических инноваций. В результате проведенного исследования было выявлено, что шрифтовое оформление текстов электронных учебников в основном не соответствует требованиям, установленным СанПиН 2.4.7.1166–02. Полученные данные требуют дальнейшего изучения и разработки гигиенических рекомендаций по применению электронных учебников.

Литература:

1. Андреев Ю. С., Верещагин В. Ю. Воспроизведение шрифтовой информации в устройствах на основе электронной бумаги // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. — 2015. — № 6. — С. 25–30.

2. Богомолова Е. С., Кузмичев Ю. Г., Бадеева Т. В., Писарева А. Н., Ашина М. В., Ковальчук С. Н. Комплексная оценка состояния здоровья городских школьников по данным углубленных медицинских осмотров // Медицинский альманах. — 2016. — № 2. — С. 63–66.

3. Босова Л. Л., Зубченок Н. Е. Электронный учебник: вчера, сегодня, завтра // Образовательные технологии и общество. — 2013. — № 16 (3). — С. 697–712.

4. Горбачева Н. А. Некоторые аспекты обеспечения информационно-психологической безопасности школьников в сети Интернет // В сб. статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине. Вып. 6. — Екатеринбург, Изд-во УГМУ, 2018. — С. 59–61.

5. ГОСТ 3489.1–71 Шрифты типографские (на русской и латинской графических основах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203183/ (дата обращения: 09.03 2019).

6. ГОСТ Р 57724–2017 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебник электронный. Общие положения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203183/ (дата обращения: 02.03 2019).

7. Кондаков А. М., Вавилова А. А., Григорьев С. Г. Концепция совершенствования (модернизации) единой информационной образовательной среды, обеспечивающей реализацию национальных стратегий развития Российской Федерации // Педагогика. — 2018. — № 4. — С. 98–125.

8. Кучма В. Р. Гигиеническая безопасность гиперинформатизации жизнедеятельности детей // Гигиена и санитария. — 2017. — № 96 (11):. — С. 1059–1063.

9. Кучма В. Р. Факторы риска здоровью обучающихся в современной Российской школе: идентификация, оценка и профилактика средствами гигиены / В сб. статей VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине. Вып. 6. — Екатеринбург, Изд-во УГМУ, 2018. — С. 20–26.

10. Кучма В. Р., Степанова М. И., Текшева Л. М. Научно-методические и организационные вопросы безопасного использования современных информационно-коммуникационных устройств в системе общего образования. // Здоровье населения и среда обитания. 2013; 8 (245): 12–14.

11. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Храмцов П. И. Медико-профилактические основы безопасной жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе // Российский педиатрический журнал. — 2017. — № 20 (3). — С. 161–165.

12. Морозова Л. В. Мурин И. Н. Психофизиологическая специфика восприятия печатного шрифта // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. — 2013. — № 3. — С. 76–85.

13. Приказ Минобрнауки России от 08.12.2014 № 1559 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// static.government.ru/media/files/mPbAMyJ29uSPhL3p20168GA6hv3CtBxD.pdf (дата обращения: 28.02.2019).

14. СанПиН 2.4.7.1166–02 Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_203183/ (дата обращения: 23.02 2019).

15. Саньков С. В. Гигиеническая безопасность электронной информационно-образовательной среды в современной школе (научный обзор) // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. — 2018. — № 2. — С. 13–20.

16. Степанова М. И., Александрова И. Э., Сазанюк З. И., Воронова Б. З., Лашнева И. П., Шумкова Т. В. и др. Гигиеническая регламентация использования электронных образовательных ресурсов в современной школе // Гигиена и санитария. — 2015. — № 7. — С. 64–68.

17. Текшева Л. М. Гигиеническая оценка влияния шрифтового оформления учебных изданий // Гигиена и санитария. — 2008. — № 1. — С. 65–67.

18. Текшева Л. М., Дадонова А. Я., Элькснина Е. В. Особенности гигиенической оценки издательской продукции // Гигиена и санитария. — 2008. — № 2. — С. 39–42.

19. Hermena EW, Sheen M, AlJassmi M, AlFalasi K, AlMatroushi M, Jordan TR. Reading Rate and Comprehension for Text Presented on Tablet and Paper: Evidence from Arabic // Front Psychol. 2017; 5: 257–73.

20. Porcar E, Pons AM, Lorente A. Visual and ocular effects from the use offlat-panel displays // Int J Ophthalmol. 2016; 9 (6): 881–85.

21. Woo EH, White P, Lai CW. Impact of information and communication technology on child health // J Paediatr Child Health. 2016; 52 (6): 590–94.

22. Wu H. Visual Fatigue and Performances for the 40-min Mixed Visual Work with a Projected Screen // The Ergonomics Open Journal. 2012; 5: 10–18.

Современное информационное пространство в условиях непрерывно увеличивающихся темпов количества информации, меняющихся формах и методах ее распространения играет одну из ключевых ролей в жизнедеятельности современных подростков и детей [4]. Данные официальной статистики (2001–2017) свидетельствуют, что показатели здоровья учащихся значительно ухудшаются в процессе обучения в школе [2, 9]. Эта проблема становится наиболее актуальной в настоящее время, когда в школах осуществляется масштабное внедрение электронно-образовательного ресурса (ЭОР) в учебный процесс и формируются условия для электронного обучения [15]. Cогласно федеральным государственным образовательным стандартам использование цифровых средств становится обязательным уже с первых дней обучения ребенка в школе [7]. В 2017 г. начал работать проект «Московская электронная школа», в 2018 г. правительство РФ приняло решение о внедрении приоритетного проекта «Цифровая школа» [8]. Образовательный процесс в современных условиях в качестве одного из основных компонентов включает электронный учебник (ЭУ) [13] — структурированный цифровой документ, состоящий в основном из текста с возможностями контекстного поиска, который можно считать метафорой брошюры или печатной книги [3, 6]. Благодаря современному техническому оснащению в школах создаются условия для массового внедрения новых различных видов электронно-образовательных ресурсов, которые могут неблагоприятно влиять на психофизиологическое состояние организма и здоровье обучающихся, приводить к возникновению утомления органа зрения и нервной системы детей [11]. Информация, предъявляемая на светящемся экране электронных устройств, создает трудности для ее зрительного восприятия и понимания [16, 21]. При равных объемах зрительной работы зрительное утомление, которое возникает при чтении с экрана, значимо выше по сравнению с чтением с бумажного носителя на 65– 100 % у младших школьников и на 30 % у учащихся средних и старших классов [10]. Зрительная сложность восприятия информации с дисплея обусловлена светимостью, пульсацией и бликованием экрана [20, 22]. Предназначенные для печатных изданий шрифты могут деформироваться в начертании в связи с тем, что электронные устройства имеют значительно более низкий градиент градационной передачи и низкое разрешение [1, 19]. Для того чтобы максимально уменьшить эти негативные свойства, увеличить восприятие и запоминаемость текста в электронных средствах обучения, особое внимание следует уделить шрифтовому оформлению текстов ЭУ [12]. В связи с активным внедрением различных электронно-образовательных контентов в обучении детей и подростков актуальной является гигиеническая оценка безопасности этих новых педагогических инноваций.

Для Цитирования:
Кучма Владислав Ремирович, Саньков Сергей Вячеславович, Барсукова Наталья Константиновна, Гигиеническая характеристика шрифтового оформления текста электронных учебников. Санитарный врач. 2019;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: