По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.2.03 DOI:10.33920/med-08-1912-04

Гигиеническая характеристика питания современных студентов, обучающихся в сельских образовательных учреждениях среднего профессионального образования

Гималетдинов Эльмир Гизарович начальник территориального отдела в Дуванском, Белокатайском, Кигинском, Мечетлинском, Салаватском районах, управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, Республика Башкортостан, Уфа, e-mail: Gimaletdinov@bk.ru
Овсянникова Людмила Борисовна д-р мед. наук, профессор, профессор кафедры гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, Уфа, e-mail: Ovsyannikova-mpd@mail.ru
Степанов Евгений Георгиевич канд. мед. нау к, доцент, руководитель, управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет», Республика Башкортостан, Уфа, e-mail: doctorse@mail.ru
Целоусова Ольга Сергеевна канд. биол. наук, доцент, заместитель директора института дополнительного профессионального образования по общим вопросам, ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа
Агафонов Артем Иванович канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры Гигиены с курсом медико-профилактического дела ИДПО ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, Республика Башкортостан, г. Уфа, e-mail: artem.agafonov02@gmail.com

Статья посвящена анализу результатов опроса, проведенного среди студентов, обучающихся в сельских образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Результаты свидетельствуют, что питание обучающихся не всегда отвечает требованиям рационального. Так, 56,6 % опрошенных не соблюдают режим питания, в той или иной степени продукты быстрого приготовления употребляют 72,8 % студентов, 12,4 % — не соблюдают режим 3–4-кратного приема пищи, причем доля девушек выше. Из числа опрошенных 48,5 % студентов употребляют алкогольные напитки, и доля таких студентов возрастает со сроком обучения. Ограничивают себя в питании 27,9 % опрошенных. На этом фоне только 15,0 % студентов регулярно принимают поливитамины.

Литература:

1. Алуф О. Б., Васюхичева О. В., Мишкич И. А., Султанбекова А. А., Истомин А. В. Гигиеническая оценка пищевого поведения студентов первого курса медицинского высшего учебного заведения // Здоровье населения и среда обитания. — 2014. — № 2 (251). — С. 6–23.

2. Аминова О. С., Уварова Ю. Е., Тятенкова Н. Н. Оценка фактического питания и пищевого статуса студентов // ВМНО. — 2017. — № 1.

3. Блохина Л. В., Кондакова Н. М., Погожева А. В. и др. Изучение фактического питания — важнейшее звено в многоуровневой системе диагностики нарушения пищевого статуса у пациентов с ожирением // Вопросы питания. — 2009. — № 5. — С. 35–40.

4. Гималетдинов Э. Г., Овсянникова Л. Б., Степанов Е. Г. Гигиеническая оценка влияния условий обучения и воспитания на здоровье обучающихся в сельских образовательных учреждениях среднего профессионального образования. // Санитарный врач. — 2017. — № 12. — С. 49–53.

5. Гордеева И. В. Проблемы рационального питания студентов колледжа // Здоровье и образование в XXI веке. — 2017. — № 12.

6. Зиновьев Н. А. Активность студентов в соблюдении принципов здорового образа жизни // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. — 2012. — № 12. — С. 73–77.

7. Козубенко О. В., Турчанинов Д. В. Гигиеническая оценка питания и качество жизни, связанное со здоровьем, подростков региона Западной Сибири // Здоровье населения и среда обитания. — 2014. — № 8 (257).

8. Лакшин А. М., Кожевникова Н. Г. Питание как фактор формирования здоровья и работоспособности студентов // Вопросы питания. — 2008. — № 1. — С. 43–45.

9. Петрова Т. Н., Зуйкова А. А., Красноруцкая О. Н. Оценка фактического питания студентов медицинского вуза: проблемы и пути их решения // Вестник новых медицинских технологий. — 2013. — № 2. — С. 72–77.

10. Платунин А. В., Морковина Д. А., Студеникина Е. М. Гигиеническая оценка питания студентов учебных заведений медицинского профиля // Гигиена и санитария. — 2015. — № 9. — С. 25–27.

11. Попова А. Ю. Проблемы и тенденции профессиональной заболеваемости работников сельского хозяйства Российской Федерации // Здоровье населения и среда обитания. — 2016. — № 9. — С. 4–9.

12. Сорокун И. В., Корчина Т. Я. Оценка фактического питания студентов Сургутского педагогического университета // Вопросы питания. — 2008. — № 5. — С. 59–61.

13. Турчанинов Д. В., Болдырева М. С., Вильмс Е. А. Гигиеническая характеристика питания сельского населения Омской области в трудоспособном возрасте // Омский научный вестник. — 2006. — № 3 (37). — Ч. 3. — С. 209–212.

14. Челноков В. А. Жизненные ценности: социальные и профессиональные представления студентов ССУЗ // Казанский педагогический журнал. — 2005. — № 1. — С. 13–17.

15. Яковлева Т. В., Альбицкий В. Ю., Иванова А. А., Сухинин М. В. Ведущие направления организации профилактической помощи подросткам начальных и средних профессиональных учебных заведений // Российский педиатрический журнал. — 2014. — № 3 — С. 33–36.

16. Quick V. M., Byrd-Bredbenner C. Disturbed eating behaviours and associated psychographic characteristics of college students // Journal of Human Nutrition and Dietetics. — 2013. — Vol. 26. — Issue Suppl. 1. — P. 53–63. — doi: 10.1111/jhn.12060.

17. Szczuko M., Gutowska I., Seilder T. Nutrition and nourishment status of Polish students in comparison with students from other countries // Roczniki Panstwowego Zakladu Higieny. — 2015. — Vol. 66 (3). — P. 261– 268.

18. Yu Z., Tan M. Disordered Eating Behaviors and Food Addiction among Nutrition Major College Students // Nutrients. — 2016. — Vol. 8. — Issue 11. — doi: 10.3390/nu8110673.

1. Aluf O. B., Vasyukhicheva O. V., Mishkich I. A., Sultanbekova A. A., Istomin A. V. Hygienic assessment of food behavior of fi rst-year students of medical higher educational institution // The health of the population and habitat. — 2014. — N. 2 (251). — P. 6–23 (in Russian).

2. Aminova O. S., Uvarova Yu. E., Tatarkova N. N. Assessment of dietary intake and nutritional status of students // VMNA. — 2017. — N. 1 (in Russian).

3. Blokhina L. V., Kondakova N. M., Pogozheva A. V. et al. The Study of actual nutrition is the most important link in the multilevel system of diagnosis of food status disorders in patients with obesity // Nutrition issues. — 2009. — N. 5. — P. 35–40 (in Russian).

4. Himaletdinov E. G., Ovsyannikova L. B., Stepanov E. G. Hygienic assessment of the impact of training and education on the health of students in rural educational institutions of secondary vocational education // Sanitary doctor. — 2017. — N. 12. — P. 49–53 (in Russian).

5. Gordeeva I. V. Problems of rational nutrition of College students // Health and education in the XXI century. — 2017. — N. 12 (in Russian).

6. Zinoviev N. A. Activity of students in compliance with the principles of healthy lifestyle // Scientifi c notes of the University. P. F. Lesgaft. — 2012. — N. 12. — P. 73–77 (in Russian).

7. Kozubenko O. V., Turchaninov D. V. Hygienic assessment of nutrition and quality of life associated with health, adolescents in the region of Western Siberia // Population Health and habitat. — 2014. — N. 8 (257) (in Russian).

8. Lakshin A. M., Kozhevnikova N. G. Nutrition as a factor of formation of health and health students // Questions of nutrition. — 2008. — N. 1. — P. 43–45 (in Russian).

9. Petrova T. N., Zuikova A. A., Krasnorutskaya O. N. Assessment of actual nutrition of medical University students: problems and ways of their solution // Bulletin of new medical technologies. — 2013. — N. 2. — P. 72–77 (in Russian).

10. Platunin A. V., Morkovina D. A., Studenikina E. M. Hygienic assessment of nutrition of students of educational institutions of medical profi le // Hygiene and sanitation. — 2015. — N. 9. — P. 25–27 (in Russian).

11. Popova A. Yu. Problems and trends of occupational morbidity of agricultural workers of the Russian Federation // Population Health and habitat. — 2016. — N. 9. — P. 4–9 (in Russian).

12. Sorokun I. V., Korchina T. Ya. Assessment of actual nutrition of students of Surgut pedagogical University // Questions of nutrition. — 2008. — N. 5. — P. 59–61 (in Russian).

13. Turchaninov D. V., Boldyreva M. S., Wilms E. A. Hygienic characteristics of nutrition of rural population of Omsk region in working age // Omsk scientifi c Bulletin. — 2006. — N. 3 (37). — P. 209–212 (in Russian).

14. Chelnokov V. A. Values of Life: social and professional representations of the students of the College // Kazan pedagogical journal. — 2005. — N. 1. — P. 13–17 (in Russian).

15. Yakovleva T. V., Albitsky V. Yu., Ivanova A. A., Sukhinin M. V. Leading directions of organization of preventive care for adolescents of primary and secondary vocational schools // Russian pediatric journal. — 2014. — N. 3. — P. 33–36 (in Russian).

16. Quick V. M., Byrd-Bredbenner C. Disturbed eating behaviours and associated psychographic characteristics of college students // Journal of Human Nutrition and Dietetics. — 2013. — Vol. 26. — Issue Suppl. 1. — P. 53–63. — doi: 10.1111/jhn.12060.

17. Szczuko M., Gutowska I., Seilder T. Nutrition and nourishment status of Polish students in comparison with students from other countries // Roczniki Panstwowego Zakladu Higieny. — 2015. — Vol. 66 (3). — P. 261– 268.

18. Yu Z., Tan M. Disordered Eating Behaviors and Food Addiction among Nutrition Major College Students // Nutrients. — 2016. — Vol. 8. — Issue 11. — doi: 10.3390/nu8110673.

Здоровье населения, особенно подрастающего поколения, в большей степени определяется рациональным и адекватным питанием. Поддержание здоровья молодежи является важной задачей в целях сохранения производительных сил общества [2, 6, 8, 12]. Особенно это актуально для сельской местности, где ввиду роста разрыва между качеством жизни на селе и в городе отмечается депопуляция сельских территорий с сокращением числа работников, занятых в сельском хозяйстве [11].

Начальное и среднее профессиональное образование вносят существенный вклад в развитие страны, поскольку кадровой состав разных отраслей экономики от 60 до 80 % состоит из работников с начальным и средним профессиональным образованием, а в сфере обслуживания до 90 %, причем основная масса студентов (более 90 %) — это жители региона, где расположено образовательное учреждение [4, 14, 15]. Нехватка времени, незнание основ рационального питания приводит к неразборчивости в выборе продуктов [2, 3, 9, 16, 18].

Одним из важных факторов здорового образа жизни является рациональное питание, которое играет важную роль в профилактике развития ряда хронических заболеваний (это болезни желудочно-кишечного тракта, системы кровообращения, иммунной эндокринной систем и др.) [5, 17].

В работах Д. В. Турчанинова установлено, что алиментарно-зависимые болезни вносят существенный вклад в потерю здоровья сельского населения Сибири (63 % в структуре заболеваемости). Отмечается несбалансированность питания сельского населения как в количественном, так и в качественном составе; низкое количество потребления овощей и фруктов при повышенном потреблении пищевых жиров. Возрастной группой риска установлены молодые люди в возрасте 15–29 лет [7, 13].

Особое влияние на здоровье студентов оказывает изменение условий жизни — новые требования к образовательному процессу, условия проживания и обучения, что приводит к значительному нервно-эмоциональному напряжению. В организме молодых людей идут процессы формирования ряда физиологических систем, в связи с чем они весьма чувствительны к нарушению питания [1, 10].

Для Цитирования:
Гималетдинов Эльмир Гизарович, Овсянникова Людмила Борисовна, Степанов Евгений Георгиевич, Целоусова Ольга Сергеевна, Агафонов Артем Иванович, Гигиеническая характеристика питания современных студентов, обучающихся в сельских образовательных учреждениях среднего профессионального образования. Санитарный врач. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: