По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 61:378.1–057.875:316.33

Гигиеническая характеристика качества жизни студентов медицинского университета

Зулькарнаев Талгат Рахимьянович доктор медицинских наук, профессор, завкафедрой общей гигиены с экологией, ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Зулькарнаева Айгуль Талгатовна кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены с экологией, ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Поварго Елена Анатольевна кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены с экологией, ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, E‑mail: elena.povargo@mail.ru
Лукманова Айгуль Ирековна аспирант кафедры общей гигиены с экологией, ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, E‑mail: aygul.Lukmanova@inbox.ru

Приведены результаты обследования 524 студентов Башкирского государственного медицинского университета в возрасте 17–23 лет. Качество жизни оценено с помощью русскоязычной версии международного стандартизированного опросника SF-36. Выявлены различия среди студентов по полу и возрастным группам.

Литература:

1. Агаджанян Н.А. Качество и образ жизни студенческой молодежи/Н.А. Агаджанян, И.В. Радыш // Экология человека.— 2009.— № 5.— С. 3–8.

2. Горбач Н.А. Перспективы использования метода оценки качества жизни в формировании здоровья студентов вузов/Н.А. Горбач, А.В. Жарова, М.А. Лисняк // Здравоохранение Российской Федерации.— 2007.— № 2.— С. 43–46.

3. Ильин А.Г., Звездина И.В., Эльянов М.М., Раппопорт И.К. Современные тенденции динамики состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария.— 2000.— № 1.— С. 59–62.

4. Кабирова М.Ф., Бакиров А.Б., Усманова И.Н., Усманов И.Р. Оценка качества жизни рабочих нефтехимических производств // Медицинский вестник Башкортостана.— 2010.— № 3.— С. 21–23.

5. Новик А.А., Ионова Т.И. Руководство по исследованию качества жизни в медицине/Под ред. акад. РАМН Ю.Л. Шевченко.— М., 2007.— С. 18–22.

6. Применение индикаторных показателей для комплексной оценки качества жизни населения/А.В. Иванов, О.А. Тафеева, Д.Н. Фролов, Н.Х. Амиров [и др.] // Гигиена и санитария.— 2006.— № 5.— С. 44–46.

7. Русакова Л.Т. Обоснование интегрального показателя качества жизни населения/Л.Т. Русакова // Гигиена и санитария.— 2006.— № 5.— С. 68–70.

8. Ушаков И.Б., Соколова Н.В. Современные проблемы качества жизни студентов // Гигиена и санитария.— 2007.— № 2.— С. 56–58.

Реформирование образовательной системы в высшей школе, интенсификация учебной деятельности и переход от традиционных форм организации учебного процесса к инновационным технологиям существенным образом повышают требования к состоянию здоровья студентов [1; 2; 8]. Результаты исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД, проводимых с целью определения современных тенденций в динамике состояния здоровья молодежи на протяжении последних 15 лет, показали увеличение заболеваемости в данной популяции, а также снижение уровня физического развития, изменение структуры выявленной патологии за счет роста частоты социально значимых болезней [3].

Вместе с тем в современных условиях общепринятые показатели заболеваемости, инвалидности, смертности и физического развития населения не в полной мере характеризуют состояние здоровья населения, особенно здоровье здоровых. Методология исследования качества жизни открывает уникальные возможности измерения ключевых составляющих здоровья человека: физического, психологического и социального функционирования на основе его субъективного восприятия [2].

Сферы применения исследования качества жизни в практике здравоохранения достаточно обширны, в том числе проведение медико-социальных популяционных исследований с выделением групп риска, а также обеспечение динамического наблюдения за ними и оценки эффективности профилактических программ [4–8].

Целью нашей работы было выявить региональные особенности формирования здоровья учащейся молодежи г. Уфы на примере студентов медицинского университета. Качество жизни было изучено у 524 студентов (375 девушек и 149 юношей). Исследование проводили по общепринятой методике с применением опросника SF‑36 путем анализа физического и психического компонентов здоровья в баллах.

Физический компонент здоровья включает в себя следующие показатели: физическое функционирование (ФФ), ролевое физическое функционирование (РФФ), боль (Б), общее здоровье (ОЗ). Психический компонент здоровья определяли по таким показателям, как социальное функционирование (СФ), ролевое эмоциональное функционирование (РЭФ), психическое здоровье (ПЗ).

Для Цитирования:
Зулькарнаев Талгат Рахимьянович, Зулькарнаева Айгуль Талгатовна, Поварго Елена Анатольевна, Лукманова Айгуль Ирековна, Гигиеническая характеристика качества жизни студентов медицинского университета. Охрана труда и техника безопасности в учреждениях здравоохранения. 2015;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: