По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.9

Гибкая методология к разработке обучающих решений

О.А. Иванова кандидат педагогических наук, доцент, старший преподаватель кафедры менеджмента и бизнеса Сургутского государственного университета

Актуальность исследования обусловлена тем, что с распространением гибкой методологии к разработке обучающих решений — последовательно или гибко, малыми шагами, «по эджайлу». Что лучше — заранее продумать все и выпускать уже готовый обучающий продукт или выдавать его частями, параллельно работая над следующими? В данной статье раскрываются данные вопросы. Освещаются гибкие модели обучения, которые можно использовать при разработке обучающего решения, каждая из которых поможет разработать действительно полезный, эффективный и применимый на практике учебный контент.

Литература:

1. Басалин П.Д., Белоусова И.И. Интерактивные формы обучения в образовательном процессе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 3-4.

2. Ерофеев А.К., Базаров Т.Ю. Авторские технологии разработки моделей компетенций // Организационная психология. 2014. Т. 4. № 4.

3. Розенберг И.Н. Особенности информационного обучения специалистов // Управление образованием: теория и практика. 2013. № 3 (11).

4. Ширинкина Е.В. Идентификация и оценка факторов среды формирования человеческого капитала // Современная научная мысль. 2016. № 6.

5. Ширинкина Е.В. Искусственная интеллектуализация в управлении процессом обучения работников предприятий // Научные исследования и разработки. Экономика. 2019. Т. 7. № 6.

6. Ширинкина Е.В. Оценка качества образования в формировании человеческого капитала // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2016. № 3 (36).

7. Ширинкина Е.В. Принципы управления обучением в цифровой среде // Экономика образования. 2019. № 4 (113).

8. Ширинкина Е.В. Трансформация принципов управления человеческим капиталом в условиях развития цифровой экономики // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2019. Т.29. № 1.

9. Ширинкина Е.В. Трансформация форм обучения в цифровой экономике // Гуманитарно-педагогическое образование. 2019. Т. 5. № 4.

10. Ширинкина Е.В. Управление обучением в цифровой среде // Юрист ВУЗа. 2019. № 4.

11. Ширинкина Е.В. Цифровые кадры как новый показатель качества человеческого капитала // Современная научная мысль.2018. № 4.

12. Coursera. Google IT Support Professional Certifi cate, 2018. [Электронный ресурс] https://www.coursera.org/specializations/google-it-support дата обращения: 22.11.2020).

13. Shirinkina E.V., Romansky R. Assessment of the synergetic effi ciency of industrial companies reengineering processes // Journal of Physics: Conference Series, 2020, 1679(3), 032014.

Agile, или гибкая методология разработки — обобщающий термин для ряда подходов и практик организации труда небольших групп и демократического или либерального управления [7, 12, 13]. Разработка любого продукта по Agile сводится к серии коротких циклов (итераций), каждая из которых выглядит как проект в миниатюре и включает планирование, анализ требований, проектирование, тестирование и документирование.

ADDIE (Analysis, Design, Development, Implementation, Evaluation) — линейная стандартная модель, состоящая из пяти этапов [1, 8, 9]:

1 этап. Анализ: прояснить ситуацию на старте и желаемый результат обучения. Делится на четыре шага:

• понять, какую проблему необходимо решить, каковы причины проблемы, какой результат ожидается получить;

• найти и исследовать проблемы в работе (как сейчас целевая аудитория решает задачи, где неправильно что-то делает, в чем причины ошибок);

• проанализировать целевую аудиторию (что знает и умеет, на каком уровне, какой опыт обучения, какие есть установки и ценности в рамках темы планируемой программы и всего обучения как процесса);

• погрузиться в тему (узнать, какие задачи необходимо научить решать, как по шагам выглядит процесс решения, какие навыки для этого нужны, какие концепции есть в теме и т. д.).

2 этап. Проектирование:

• сформулировать учебные цели, создать учебные задачи, выбрать теоретический материал, необходимый для их решения, а также стратегии преподавания, форматы;

• спроектировать мотивационную стратегию и способы проверки достижения учебных целей;

• выстроить отдельные элементы в цельную программу.

3 этап. Разработка: создать учебные материалы (сценарии, задания, видеоролики, тексты, тесты и т. д.).

4 этап. Реализация: подготовить платформу (цифровую или физическую) и провести программу.

5 этап. Оценка: оценить, насколько удалось достичь учебные результаты [10, 11].

Как и дизайн-мышление, ADDIE можно назвать моделью здравого смысла. Она описывает общий процесс, который кажется таким очевидным и логичным.

Для Цитирования:
О.А. Иванова, Гибкая методология к разработке обучающих решений. Юрист ВУЗа. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: