В последнее время при характеристике возникновения и развития каких-либо процессов в обществе стали часто употреблять такой термин, ставший весьма модным и популярным, как «генезис».
Если обратимся к Большой советской энциклопедии, то слово «генезис» в переводе с греческого (génesis) означает «происхождение, возникновение»; в более широком смысле — зарождение и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.
Является спорным вопрос о правильном произношении в этом слове. Словари русского языка указывают, что более предпочтительным является вариант с ударением на первый слог — «гéнезис», поскольку это слово пришло к нам из латинского посредством немецкого, где ударным является первый слог. Но в последнее время многие словари стали указывать «генéзис» как равноправный вариант или разговорный [1], чем и будем руководствоваться.
Итак, что же характерно для развития в настоящее время в России социально-трудовых отношений?
Переход России к рынку привел к значительным переменам в правовой регламентации отношений в сфере труда и, соответственно, в поведении людей. Перепрофилирование многих предприятий неизбежно привело к сокращению рабочей силы, особенно в небольших городах и поселках, где люди были заняты в основном на градообразующих предприятиях, что определяющим образом влияло на занятость населения. Неудачи в поиске работы, невозможность трудоустроиться в месте проживания привели к увеличению масштабов внутренней трудовой миграции, снижению уровня требований работников к условиям труда и его охраны, возвышению роли работодателя — «хозяина» в определении содержания трудовых отношений.
Сложившиеся в СССР десятилетиями стереотипы трудового поведения людей, работодателем которых раньше выступало государство в лице представителей администрации, активность общественных организаций (партийных, профсоюзных, комсомольских), органов общественной самодеятельности на производстве и пр. вселяли в людей уверенность в завтрашнем дне. Изменение в начале 1990-х годов социально-экономической обстановки в стране, закрепление в Конституции РФ 1993 года принципа свободы труда привели к ломке прежних представлений о труде и отношении к нему, снижению престижа производительного и добросовестного труда, изменению мотивации работников. Во многом этому способствовал и отказ от прогрессивной шкалы подоходного налогообложения, углубивший разрыв в доходах между различными слоями российского общества. В условиях ослабления деятельности профсоюзов и отсутствия должного государственного контроля за соблюдением социально-трудовых прав работников работники оказались, по существу, бесправными на предприятии. Государство вспоминало о них лишь тогда, когда возникала угроза масштабных акций протеста.