По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.5 DOI:10.33920/med-17-2201-05

Генезис подходов к оценке эффективности государственных расходов

Н.Д. Георгадзе аспирантка базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: nanageo1010@gmail.com
Н.A. Проданова д-р экон. наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Россия, 117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: prodanova-00@mail.ru

Современные реалии экономического развития Российской Федерации формируют основные подходы к совершенствованию механизма системы государственных закупок. По сути, основные аспекты формирования контрактной системы в сфере закупок связаны с пересмотром научных подходов к формированию единообразных теоретических, методических парадигм к пониманию и оценке эффективности государственных закупок. В статье рассмотрены подходы к оценке эффективности расходования государственных ресурсов, раскрыты системы показателей и критерии такой оценки. Материал статьи представлен с учетом актуальной нормативной базы и разъяснений специалистов.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О Счетной палате Российской Федерации».

4. Стандарт государственного аудита 101. Общие правила проведения контрольного мероприятия.

5. Стандарт государственного аудита 104. Аудит эффективности.

6. Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок / Счетная палата РФ // Утверждены коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21.03.2014 № 15К (961)). — 60 с.

7. Гаибов Г.С. Методы оценки эффективности использования бюджетных средств в аудите эффективности (обзорная статья) // Экономика. Экономические науки. — 2019. — С. 25–36.

8. Георгадзе Н., Сергеева А.Н., Зацаринная Е.И. Аудит эффективности расходов на закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд (обзорная статья) // Бухучет в здравоохранении. — 2020. — № 4. — С. 46–52.

9. Георгадзе Н., Проданова Н.А. Закупки для государственных и муниципальных нужд: основные направления и тенденции (обзорная статья) // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2019. — № 6. — С. 4–10.

10. Кремповая Н.Л. Оценка эффективности закупок в контрактной системе (обзорная статья) // Экономика и бизнес. — 2017. — № 4. — С. 108–112.

11. Максимов А.М., Кончика Ю.В., Зацаринная Е.И. Актуальные вопросы аудита эффективности (обзорная статья) // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2019. — № 7. — С. 44–48.

12. Макаров И.Н. Проблемы оценки эффективности государственных закупок (обзорная статья) // Экономика и бизнес. — 2019. — 6 с.

1. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31.07.1998 № 145-FZ (in Russian).

2. Federal’nyy zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ «O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal’nykh nuzhd» (in Russian).

3. Federal’nyy zakon ot 05.04.2013 № 41-FZ (red. ot 30.04.2021) «O Schetnoy palate Rossiyskoy Federatsii» (in Russian).

4. Standart gosudarstvennogo audita 101. Obshchiye pravila provedeniya kontrol’nogo meropriyatiya (in Russian).

5. Standart gosudarstvennogo audita 104. Audit effektivnosti (in Russian).

6. Metodicheskiye rekomendatsii po provedeniyu audita v sfere zakupok / Schetnaya palata RF// utverzhdeny Kollegiyey Schetnoy palaty Rossiyskoy Federatsii (protokol ot 21 marta 2014 g. № 15K (961)). — 60 s. (in Russian).

7. Gaibov G.S. Metody otsenki effektivnosti ispol’zovaniya byudzhetnykh sredstv v audite effektivnosti (obzornaya stat’ya). Ekonomika. Ekonomicheskiye nauki. — 2019 — s. 25–36 (in Russian).

8. Georgadze N., Sergeyeva A.N., Zatsarinnaya E.I. Audit effektivnosti raskhodov na zakupki tovarov, rabot i uslug dlya munitsipal’nykh nuzhd (obzornaya stat’ya). Bukhuchet v zdravookhranenii. — 2020. — № 4. — s. 46–52 (in Russian).

9. Georgadze N., Prodanova N.A. Zakupki dlya gosudarstvennykh i munitsipal’nykh nuzhd: osnovnyye napravleniya i tendentsii (obzornaya stat’ya). Bukhgalterskiy uchet i nalogooblozheniye v byudzhetnykh organizatsiyakh. — № 6, 2019, s. 4–10 (in Russian).

10. Krempovaya N.L. Otsenka effektivnosti zakupok v kontraktnoy sisteme (obzornaya stat’ya). Ekonomika i biznes. — 2017. — № 4. — s. 108–112 (in Russian).

11. Maksimov A.M., Konchika Y.V., Zatsarinnaya E.I. Aktual’nyye voprosy audita effektivnosti (obzornaya stat’ya). Bukhgalterskiy uchet i nalogooblozheniye v byudzhetnykh organizatsiyakh. — 2019. — № 7. — s. 44–48 (in Russian).

12. Makarov I.N. Problemy otsenki effektivnosti gosudarstvennykh zakupok (obzornaya stat’ya). Ekonomika i biznes. — 2019. — 6 s. (in Russian).

На сегодняшний день острое внимание уделяется рациональному использованию государственных ресурсов. В связи с этим важным моментом является эффективное расходование бюджетных средств. Исходя из этого большой акцент уделяется оценке эффективности использования бюджетных средств именно на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [2]. Необходимость разработки новых подходов к исследованию теоретико-методических вопросов, поиска современных аналитических и информационных решений, устранения существующих недостатков в методическом обеспечении анализа эффективности государственных закупок обусловливают высокую актуальность и значимость темы исследования.

Цель исследования: исследование методических подходов к оценке эффективности расходования бюджетных средств.

Материалы и методы исследования: изучены законодательные и нормативно-правовые акты, методологические рекомендации, а также научные и практические работы специалистов в области оценки эффективного расходования государственных средств.

Говоря об оценке эффективности государственных расходов, необходимо рассмотреть историю зарождения и развития аудита эффективности, поскольку данный вид контроля позволяет оценить эффективность расходования государственных ресурсов.

Аудит эффективности расходования бюджетных средств представляет собой вид финансового аудита эффективности, целью которого является оценка использования бюджетных ресурсов на базе принципов прозрачности, экономичности, достоверности и эффективности [1].

История развития аудита эффективности является крайне интересной, ее зарождение началось в странах Западной Европы и Северной Америки. Именно в этих странах аудит эффективности был образован и сформирован как полноценный институт финансового контроля. Это стало возможным благодаря проведению государственных реформ, которые были ориентированы на децентрализацию и внедрение концепции эффективного управления.

Как только правительства стран осознали, что проводимый контроль является недостаточным и неэффективным в вопросе оценки эффективности государственных расходов, началось зарождение и развитие концепции аудита эффективности использования федеральных и иных ресурсов. Тогда встал вопрос о том, что деятельность государства в области накопления, распределения и расходования бюджета страны должна соответствовать требованиям эффективности. В этот момент начались изменения в отношении понятия эффективного управления государством, под которым начали понимать способность обеспечить стабильное развитие всех сфер государства при минимальном использовании бюджетных ресурсов.

Для Цитирования:
Н.Д. Георгадзе, Н.A. Проданова, Генезис подходов к оценке эффективности государственных расходов. Бухучет в здравоохранении. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: