По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 74.03

Генезис конструкции просвещения мусульман Северного Кавказа (VII–XIX вв.)

Хачидогов Руслан Асланович ФКОУ «Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России», Россия, 360000, Нальчик, ул. Мальбахова, 123, e-mail: Ruslan.khachidogov.88@mail.ru

В статье на основе впервые представленных материалов рассматривается история формирования магометанского компонента в контексте российской государственности, а также инкорпорации исламского мировоззрения в систему общественно-культурных отношений в Российском государстве. Представлена авторская классификация этапов развития мусульманского образования. При решении исследовательских задач были применены такие общенаучные методы как методы анализа и синтеза, конкретизации, обобщения. Источниками для подготовки статьи стали архивные документы, статистические отчеты и описания, материалы дореволюционной периодической печати, нормативно-правовые установления, а также современная научная литература.

Литература:

1. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII — начало ХХ века). — М., 2004. — 432 с.

2. Блейх Н.О. Прогресс в социокультурном развитии Северного Кавказа (вторая четверть XIХ — начало XX вв.) // Человек и культура. — 2016. — № 4. — С. 80–89.

3. Блейх Н.О. Система просветизма Северного Кавказа конца XIХ — начала ХХ века // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. — 2016. — № 3(191). — С. 17–20.

4. Васильков В.В. Очерк быта темиргоевцев // Ландшафт, экономические и исторические процессы на Северном Кавказе в XIX — начале ХХ в. – Нальчик: Эль-фа, 2004. — 632 с.

5. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). — Ф. 779. — Оп. 1. — Д. 4. — Л. 40–46.

6. Данные административной статистики о черкесских аулах Адыгейской области за 1893 год (Извлечение из Кубанской справочной книжки 1894 года с сохранением табличных заголовков) // Список населенных пунктов Адыгейской автономной области по состоянию на 1-е января 1927 года. — Краснодар, 1927. — С. 33–35.

7. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). — Ф. 14257. – Оп.3. — Д. 552. — Л. 12 об.

8. Хачидогов Р.А. Российская политика в области мусульманского образования конца 19 — начала ХХ веков на Северном Кавказе // Историческая и социально-образовательная мысль. — Т. 7. — № 5. — Часть 1. — 2015. — С. 67–72.

9. Центральный государственный архив Республики Дагестан (ЦГА РД). — Ф. 133. — Оп. 1. — Д. 1. — Л. 33.

10. Центральный государственный архив республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А). — Ф. 49 (Отдел народного образования Исполнительного комитета Владикавказского округа). — Оп. 23. — Лл. 58–123.

11. Центральный государственный архив Российской Федерации (ЦГА РФ). — Ф. 173 (Канцелярия попечителя Кавказского учебного округа). — Оп. 73. — Д. 385. — Л. 158–234.

Статья поступила 20.04.2017 г.

История конфессионального образования во всем мусульманском мире тесно переплетена с историей становления ислама, который на Северном Кавказе стал внедряться посредством персидских вторжений в VII–VIII столетиях. Однако процесс упрочения этого мировоззрения носил затяжной характер и протекал неспешно и неровно. Первоначально ареалом его распространения являлся Центральный и Юго-Восточный Дагестан, дальше Северный Дагестан и Кабарда, а затем — Северо-Западный Кавказ. Причем, население равнинных земель стало исповедовать его несколькими веками ранее, чем обитатели горных местностей. К тому же принимали его в основном горские властители из-за тактических и идеологических соображений. Со временем новая религия претворилась в культурное явление, представленное памятниками письменности и архитектуры [2. C. 80].

Нет никакого сомнения, что кавказские общества с самого начала внедрения исламской идеологии проявляли особую восприимчивость к культурно-просветительской доминанте новой религии. Обладая могущественным духовным потенциалом, она вызывала одновременно и любопытство, и некий протест. Эта сложная конфессиональная конструкция требовала разума, воли, пытливости, поэтому она в силу своей требовательности не могла сразу стать массовым культурным наследием, а являлась достоянием избранных — элиты.

Архивные источники свидетельствуют о том, что генезис системы просвещения у мусульман Северного Кавказа начался еще задолго до присоединения его к Российской империи. Он совпал со строительством здесь первых мусульманских храмов — мечетей (масджид), которые издавна считаются прародителями исламского образования. В них отправлялись не только богослужения, но они еще были и средоточием всей культурной жизни общины [3. C. 17]. Здесь хранились книжные собрания, собирались и выступали ученые люди; сюда приходили те, кто жаждал узнать больше об исламе; происходило обучение основам религии, толкованию Корана и письму. Это действие происходило в виде учебных кружков (халакат — араб.). В них мулла проводил занятия, вел диспуты, читал богословскую литературу. В более поздние времена такая форма преподавания стала называться иджаза. Для этого духовному учителю необходимо было получить разрешение на преподавание по различным магометанским дисциплинам. Например, толкованию Корана и чтению — таджвид итафсир; изучению преданий Пророка и его последователей — хадисов; религиозной практики — фикх, истории — тарих, вероучения — акида и т. д. [3. C. 18].

Для Цитирования:
Хачидогов Руслан Асланович, Генезис конструкции просвещения мусульман Северного Кавказа (VII–XIX вв.). Вопросы культурологии. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: