Статья поступила 20.04.2017 г.
История конфессионального образования во всем мусульманском мире тесно переплетена с историей становления ислама, который на Северном Кавказе стал внедряться посредством персидских вторжений в VII–VIII столетиях. Однако процесс упрочения этого мировоззрения носил затяжной характер и протекал неспешно и неровно. Первоначально ареалом его распространения являлся Центральный и Юго-Восточный Дагестан, дальше Северный Дагестан и Кабарда, а затем — Северо-Западный Кавказ. Причем, население равнинных земель стало исповедовать его несколькими веками ранее, чем обитатели горных местностей. К тому же принимали его в основном горские властители из-за тактических и идеологических соображений. Со временем новая религия претворилась в культурное явление, представленное памятниками письменности и архитектуры [2. C. 80].
Нет никакого сомнения, что кавказские общества с самого начала внедрения исламской идеологии проявляли особую восприимчивость к культурно-просветительской доминанте новой религии. Обладая могущественным духовным потенциалом, она вызывала одновременно и любопытство, и некий протест. Эта сложная конфессиональная конструкция требовала разума, воли, пытливости, поэтому она в силу своей требовательности не могла сразу стать массовым культурным наследием, а являлась достоянием избранных — элиты.
Архивные источники свидетельствуют о том, что генезис системы просвещения у мусульман Северного Кавказа начался еще задолго до присоединения его к Российской империи. Он совпал со строительством здесь первых мусульманских храмов — мечетей (масджид), которые издавна считаются прародителями исламского образования. В них отправлялись не только богослужения, но они еще были и средоточием всей культурной жизни общины [3. C. 17]. Здесь хранились книжные собрания, собирались и выступали ученые люди; сюда приходили те, кто жаждал узнать больше об исламе; происходило обучение основам религии, толкованию Корана и письму. Это действие происходило в виде учебных кружков (халакат — араб.). В них мулла проводил занятия, вел диспуты, читал богословскую литературу. В более поздние времена такая форма преподавания стала называться иджаза. Для этого духовному учителю необходимо было получить разрешение на преподавание по различным магометанским дисциплинам. Например, толкованию Корана и чтению — таджвид итафсир; изучению преданий Пророка и его последователей — хадисов; религиозной практики — фикх, истории — тарих, вероучения — акида и т. д. [3. C. 18].