Актуальность. Нарушения метаболизма фолатов (дефицит фолатов и цианокобаламина, гипергомоцистеинемия, генетические полиморфизмы обмена фолатов) в настоящее время активно изучаются в отношении этиологии и патогенеза шизофрении.
В ряде работ было показано, что носительство генетического полиморфизма фолатного цикла MTHFR677C>Т достоверно чаще встречается среди больных шизофренией, чем в общей популяции [9, 13]. Носительство данного полиморфизма приводит к тому, что ключевой фермент обмена фолатов метилентетрагидрофолатредуктаза (MTHFR) имеет сниженную функциональную активность (на 40–60% от нормы). В условиях обычного для нашего региона пищевого рациона, поступающих алиментарно фолатов (витамина В9), не хватает для выполнения их важной биохимической роли в обмене аминокислот: синтеза метионина и утилизации гомоцистеина. В результате метионина становится недостаточно для процессов метилирования (в том числе защиты ДНК от мутаций), синтеза моноаминовых нейромедиаторов и других биологически важных процессов; а гомоцистеин, наоборот, накапливается в избытке и становится токсичным для целого ряда тканей организма, в том числе нейрональной.
Более частое носительство дефектного аллеля Т полиморфизма MTHFR677 у больных шизофренией изучалось в отношении различных аспектов заболевания, в том числе возраста и пола пациентов. Данные авторов из разных стран, как правило, противоречивы. Так, в 2010 г. в многоцентровом исследовании (скандинавская популяция, n = 820; китайская популяция, n = 243) было показано, что носительство T-аллеля приводит к более раннему началу шизофрении по сравнению с носительством дикого аллеля С, поэтому, согласно авторам, полиморфизм MTHFRС677T может играть роль фактора-модификатора возраста начала шизофрении [15]. Но в дальнейшем те же авторы в более масштабном исследовании «северной» популяции, включавшем скандинавскую выборку из прежней работы (Дания, Норвегия, Швеция), а также выборки из Исландии, Дании, получили другие результаты: носительство полиморфизма MTHFRС677T не влияют на возраст начала шизофрении [14]. Важно отметить, что в объединенных в последнем исследовании выборках пациентов возраст начала шизофрении определялся разными критериями: в исландской выборке за возраст начала шизофрении был принят возраст первичного обращения к психиатру или возраст, когда симптомы начали вызывать дистресс или функциональные нарушения; в датской выборке за время начала шизофрении было принято время постановки диагноза шизофрения; а в объединенной датской, норвежской и шведской выборке за время начала было принято время первичного поступления в стационар [14]. В отдельных случаях время первичного обращения к психиатру в связи с любыми симптомами наступает значительно раньше, чем возраст возникновения психотических симптомов; нарушения функционирования могут наступать значительно раньше, чем время возникновения психоза и госпитализация [3]. И наоборот, согласно специальным исследованиям, время не диагностированного и нелеченого первого психотического эпизода, к сожалению, остается достаточно большим [10, 11]. Возникает вопрос, насколько были объединимы в одном мета-анализе выборки, в которых использовались столь различные критерии «времени начала шизофрении».