Статья поступила 23.01.2024.
The article was received on 23.01.2024.
2024 г. богат на избирательные кампании во всем мире. Всего будут избраны главы государств и члены парламентов в 64 странах. В Европе выборы пройдут в 19 странах, на африканском континенте — в 18, в Азии — 16, Океании — 4 и т. д. Как отмечают СМИ, «в совокупности население государств, где намечены выборы в предстоящем году, составляет порядка 4 млрд человек (половина населения Земли). По экспертным оценкам, в голосовании примут участие более 2 млрд избирателей»1. Выборы глав государств США и Российской Федерации пройдут 5 ноября 2024 и 17 марта 2024 г. соответственно. Очевидно, что большинство выборов предполагает использование современных информационнокоммуникационных, цифровых технологий и технологий искусственного интеллекта (ИИ).
Т.Э. Гринберг подчеркивает: «Цели использования цифровых технологий должны быть легитимными, а практика их использования регулироваться законодательными и этическими нормами, учитывающими интересы всех участников политического процесса» [3, с. 56].
М.В. Гундарин, П.А. Олешко считают, что «использование искусственного интеллекта в предвыборной кампании может помочь повысить эффективность и результативность кампании, но может также привести к дезинформированию общественности» [4, с. 64].
А.М. Зокина обращает внимание на то, что «большое значение приобрели социальные сети, которые позволили, во-первых, осуществлять прямую коммуникацию с электоратом, во-вторых, посредством сбора и анализа данных социально-демографических характеристик и поведения электората в Сети делать эту коммуникацию проблемно-адресной, усиливая эффективность воздействия» [5, с. 94].
К сожалению, не являются новыми вызовами в Интернете деструктивные попытки воздействия на людей, общества и целые государства, в связи с чем откровенная ложь, политическая пропаганда, разжигание ненависти, манипулятивные технологии прочно укоренились в интернет-пространстве, и для этого активно используются самые новейшие технологии.