По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Генерализация понятия культурной формы

Флиер Андрей Яковлевич ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева»? Россия, 129366, Москва, ул. Космонавтов, 2. E-mail: andrey.flier@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению феномена культурной формы как основного наблюдаемого нами образа культуры в ее функциональной сущности, утилитарных и символических преставлениях, статике устойчивости и динамике изменчивости. Особое внимание уделено культурному артефакту как частному случаю интерпретации культурной формы.

Статья поступила 09.08.2018 г.

Литература:

1. Кассирер Э. Философия символических форм: В 3 т. — М.; СПб.: Университетская книга, 2002. — 272, 280, 398 с.

2. Клейн Л.С. Введение в теоретическую археологию. Книга 1. Метаархеология: Учебное пособие. — СПб.: Бельведер, 2004. — 470 с.

3. Морфология культуры. Структура и динамика: Учебное пособие для вузов. — М.: DrDoom, 1994. — 415 с.

4. Никонова С.Б. Эстетизация как парадигма современности: философско-эстетический анализ трансформационных процессов в современной культуре: Автореф. дисс. … д-ра филос. наук. — СПб.: СПбГУП, 2013. — 48 с.

5. Флиер А.Я. Структура и динамика культурогенетических процессов: Автореф. дисс. … д-ра филос. наук. — М.: РИК, 1995. — 42 с.

6. Флиер А.Я. Форма культурная // Флиер А.Я., Полетаева М.А. Тезаурус основных понятий культурологии. — М.: МГУКИ, 2009. — С. 65–68.

7. Флиер А.Я. Культурная атрибуция как метод исследования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 6 (68). — С. 24–30.

8. Флиер А.Я. Теория культуры: опыт генерализации // Культура культуры. — 2017. — № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cult-cult.ru/the-theory-of-culture-anew-generalization/ (дата обращения 10.01.2018).

9. Фуко М. Слова и вещи: археология гуманитарных наук. — СПб.: A-cad, 1994. — 408 с.

10. Dark K.R. Theoretical archaeology. — N.Y.: Cornell University Press, 1995. — 246 р.

Культурную форму можно определить как совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта/явления, отражающих его утилитарные функции и символические значение, на основании которых производится его идентификация и атрибуция. При этом не следует смешивать понятие культурной формы как комплекса отличительных признаков объекта с самим объектом в его конкретно-исторической реальности, как правило, представляющим собой частный артефакт использования и интерпретации данной культурной формы. Подобных артефактов, воспроизводящих одну и ту же культурную форму, может быть множество, сама же культурная форма остается исходным образцом для последующего прямого или вариативного репродуцирования. По онтологическим и семантическим параметрам культурная форма в существенной мере аналогична фразе (высказыванию) в естественном языке и является тем исходным «атомарным» элементом культуры, из сочетания которых формируются культурные системы, конфигурации, стилевые феномены и т.п. (см. об этом: [6]).

Понятие культурной формы касается не только материальных продуктов человеческой деятельности — вещей, сооружений, окультуренных территорий и т.п., но и продуктов духовного (символического) производства — идей, знаний, текстов любого рода, художественных произведений, оценочных категорий и пр., а также многих стереотипных актов человеческого поведения — приветствий, прощаний, поздравлений, сожалений и пр., видов коллективной самоорганизации и разделения функций людей — культуры социумов, этносов, конфессий, государств, функциональных коллективов, общин, семей и т.п., языков и технических средств коммуницирования, а также иных результатов целеориентированной человеческой деятельности (см. об этом также: [3]).

Принципиально важно, что понятие культурной формы в равной мере распространяется также и на технологии, способы, методы и нормы, посредством которых создается тот или иной продукт и осуществляется социальная практика людей — их производственная, организационно-регулятивная и коммуникативная деятельность, межличностное взаимодействие, любые социально обусловленные акты поведения, интеллектуальные и творческие действия и т.п. Таким образом, всякая культурная форма включает в себя как признаки результата (культурного продукта), так и технологии его достижения; причем последние часто являются более значимыми для ее атрибуции, поскольку исторической селекции подвержены прежде всего способы достижения требуемого результата.

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Генерализация понятия культурной формы. Вопросы культурологии. 2018;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: