По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.011 DOI:10.33920/nik-02-2201-02

Гендерные различия при получении цифрового образования для ИТ-технологий

Аристова Марина Вадимовна независимый исследователь, канд. техн. наук, д-р филос. наук

В статье анализируются возникшие гендерные проблемы при получении цифрового образования, затрудняющие работу женщин в сфере ИТ-технологий. Показано, что широкое распространение цифровых технологий практически во всех сферах человеческой деятельности существенно облегчило жизнь людей, способствовало разрешению задач, ранее вызывающих большие сложности и требовавших огромных временных затрат. Однако автор показывает, что практически использование ИТ (информационных технологий) сразу же привело к сегрегации населения, к его расслоению, прежде всего по гендерному признаку, а также критически анализирует гендерные стереотипы.

Литература:

1. Абдрахманова Г., Ковалева Г., Озерова О., Рыжикова З. (2016). Гендерный аспект в цифровой экономике // Информационный бюллетень № 3(8) 2016 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.researchgate.net/ publication/305165611 (дата обращения: 10.10.2021).

2. Грамотность (2021) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.hmong.press / wiki/Illiteracy#cite_ref-31 / (дата обращения: 20.10.2021).

3. До 1984 года женщин-программистов было больше, чем мужчин (2021) [Электронный ресурс]. — URL: https://mel.fm/deti/shkolniki/987324-women_ programming (дата обращения: 10.10.21).

4. Куда пропали все женщины-программисты? (2014) [Электронный ресурс]. — URL: https://professionali.ru/ Soobschestva/it-specialisty/kuda-propali-vsezhenschiny-programmisty/#thread93737994 (дата обращения: 10.10.2021).

5. Леди, открывшая ДНК (2003) [Электронный ресурс]. — URL: https://www. herpes.ru/ws/ww/franklin.htm (дата обращения: 20.10.2021).

6. Профессии будущего (Прогноз ВЭФ) (2020) [Электронный ресурс]. — URL: https://mel.fm/blog/nataliia-ovchinnikova/35921-professii-budushchego-prognoz-vef (дата обращения: 10.10.2021).

7. Современные женщины не проявляют интереса к естественным наукам, ИТ, технике и математике (2017) [Электронный ресурс]. — URL: https://thinktanks. by/publication/2017/03/08/sovremennye-zhenschiny-ne-proyavlyayut-interesa-kestestvennym-naukam-it-tehnike-i-matematike.html (дата обращения: 10.10.2021).

8. Хоткина З.А. (2018) На пути к цифровому гендерному равенству // Женщина в российском обществе. — № 3. — С. 5–13.

9. Цифровая экономика в России и ее будущее (2017) [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.eureporter.co/frontpage/2019/01/21/europana-commission-launchesonline-exhibition-of-outstanding-historical-european-women-in-arts-and-sciences/ (дата обращения: 20.10.2021).

10. Europana (2021). Europana — Комиссия запускает онлайн-выставку выдающихся исторических европейских женщин в области искусства и науки [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.eureporter.co/frontpage/ 2019/01/21/ europana-commission-launches-online-exhibition-of-outstanding-historicaleuropean-women-in-arts-and-ciences/ (дата обращения: 20.10.2021).

11. 13 научных доказательств, что женщины лучше мужчин [Электронный ресурс]. — URL: https://www.maximonline.ru/guide/maximir/_article/women-superiorthan-men (дата обращения: 10.10.2021).

1. Abdrakhmanova G., Kovaleva G., Ozerova O., Ryzhikova Z. (2016). Gendernyy aspekt v tsifrovoy ekonomike // Informatsionnyy byulleten' № 3(8) 2016 goda [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www.researchgate.net/ publication/305165611 (data obrashcheniya: 10.10.2021).

2. Gramotnost' (2021) [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www.hmong.press /wiki/ Illiteracy#cite_ref-31 / (data obrashcheniya: 20.10.2021).

3. Do 1984 goda zhenshchin-programmistov bylo bol'she, chem muzhchin (2021) [Elektronnyy resurs]. — URL: https://mel.fm/deti/shkolniki/987324-women_ programming (data obrashcheniya: 10.10.21).

4. Kuda propali vse zhenshchiny-programmisty? (2014) [Elektronnyy resurs]. — URL: https://professionali.ru/ Soobschestva/it-specialisty/kuda-propali-vse-zhenschinyprogrammisty/#thread93737994 (data obrashcheniya: 10.10.2021).

5. Ledi, otkryvshaya DNK (2003) [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www.herpes. ru/ws/ww/franklin.htm (data obrashcheniya: 20.10.2021).

6. Professii budushchego (Prognoz VEF) (2020) [Elektronnyy resurs]. — URL: https:// mel.fm/blog/nataliia-ovchinnikova/35921-professii-budushchego-prognoz-vef (data obrashcheniya: 10.10.2021).

7. Sovremennyye zhenshchiny ne proyavlyayut interesa k yestestvennym naukam, IT, tekhnike i matematike (2017) [Elektronnyy resurs]. — URL: https://thinktanks. by/publication/2017/03/08/sovremennye-zhenschiny-ne-proyavlyayut-interesa-kestestvennym-naukam-it-tehnike-i-matematike.html (data obrashcheniya: 10.10.2021).

8. Khotkina Z.A. (2018) Na puti k tsifrovomu gendernomu ravenstvu // Zhenshchina v rossiyskom obshchestve. — № 3. — S. 5–13.

9. Tsifrovaya ekonomika v Rossii i yeye budushcheye (2017) [Elektronnyy resurs]. — URL: https://ru.eureporter.co/frontpage/2019/01/21/europana-commission-launchesonline-exhibition-of-outstanding-historical-european-women-in-arts-and-sciences/ (data obrashcheniya: 20.10.2021).

10. Europana (2021). Europana — Komissiya zapuskayet onlayn-vystavku vydayushchikhsya istoricheskikh yevropeyskikh zhenshchin v oblasti iskusstva i nauki [Elektronnyy resurs]. — URL: https://ru.eureporter.co/frontpage/ 2019/01/21/europanacommission-launches-online-exhibition-of-outstanding-historical-european-womenin-arts-and-ciences/ (data obrashcheniya: 20.10.2021).

11. 13 nauchnykh dokazatel'stv, chto zhenshchiny luchshe muzhchin [Elektronnyy resurs]. — URL: https://www.maximonline.ru/guide/maximir/_article/women-superiorthan-men (data obrashcheniya: 10.10.2021).

В эпоху начального накопления капитала малоимущий человек, стремящийся к своему развитию, мог получить хорошо оплачиваемую работу, рассчитывая со временем стать состоятельным. Овладение большинством специальностей происходило под надзором опытного мастера, требовало грамотности, усидчивости, овладения несложными инструментами и специальными навыками. Появление профессий, требовавших определенных знаний, привело к развитию разнопланового образования, направленного на приобретение знаний в процессе систематического обучения. Образование является одним из основных прав человека и одним из важнейших факторов прогресса общества. Его принципиальное отличие от грамотности заключается в том, что образованность подразумевает эрудицию, определенный уровень познаний и навыков.

В цифровую эру изменилось традиционное представление о грамотности, под которой ранее подразумевалась в основном способность читать и писать. С 2021 г. Международная ассоциация грамотности определяет грамотность как «способность идентифицировать, понимать, интерпретировать, создавать, вычислять и общаться с использованием визуальных, звуковых и цифровых материалов в различных дисциплинах и в любом контексте» [2]. Так появился новый термин — «компьютерная грамотность». Однако овладение компьютерной грамотностью не может быть приравнено к участию в разработке ИТ-продукта, здесь требуется специальное образование. Именно оно в дальнейшем помогает получить наиболее высокооплачиваемые рабочие места.

В настоящее время именно цифровое образование, достаточно сложное по своему содержанию, повышает возможность уменьшить различие между различными группами и по материальному признаку, и по гендерному. Между тем нигде так, как в ИТ, не наблюдается большой разрыв между сельским и городским населением, молодыми людьми и пожилыми, мужчинами и женщинами. Так, из всех занятых в ИТ-индустрии, женщины составляют лишь около 30 %. Это кажется парадоксальным, поскольку этот труд не требует физической силы, который всегда давал преимущество мужчинам на производстве. Эксперт ООН по гендерным вопросам З.А. Хоткина из ИСЭПН АН РФ [8] считает, что нарастание гендерного неравенства в сфере труда и в обществе в целом является одним из наиболее вероятных социальных рисков, связанных с развитием цифровой экономики. В первую очередь, угроза видится в грядущем гендерно-асимметричном сокращении занятости в связи с внедрением новых технологий, включая робототехнику и искусственный интеллект.

Для Цитирования:
Аристова Марина Вадимовна, Гендерные различия при получении цифрового образования для ИТ-технологий. Ученый совет. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: