В эпоху начального накопления капитала малоимущий человек, стремящийся к своему развитию, мог получить хорошо оплачиваемую работу, рассчитывая со временем стать состоятельным. Овладение большинством специальностей происходило под надзором опытного мастера, требовало грамотности, усидчивости, овладения несложными инструментами и специальными навыками. Появление профессий, требовавших определенных знаний, привело к развитию разнопланового образования, направленного на приобретение знаний в процессе систематического обучения. Образование является одним из основных прав человека и одним из важнейших факторов прогресса общества. Его принципиальное отличие от грамотности заключается в том, что образованность подразумевает эрудицию, определенный уровень познаний и навыков.
В цифровую эру изменилось традиционное представление о грамотности, под которой ранее подразумевалась в основном способность читать и писать. С 2021 г. Международная ассоциация грамотности определяет грамотность как «способность идентифицировать, понимать, интерпретировать, создавать, вычислять и общаться с использованием визуальных, звуковых и цифровых материалов в различных дисциплинах и в любом контексте» [2]. Так появился новый термин — «компьютерная грамотность». Однако овладение компьютерной грамотностью не может быть приравнено к участию в разработке ИТ-продукта, здесь требуется специальное образование. Именно оно в дальнейшем помогает получить наиболее высокооплачиваемые рабочие места.
В настоящее время именно цифровое образование, достаточно сложное по своему содержанию, повышает возможность уменьшить различие между различными группами и по материальному признаку, и по гендерному. Между тем нигде так, как в ИТ, не наблюдается большой разрыв между сельским и городским населением, молодыми людьми и пожилыми, мужчинами и женщинами. Так, из всех занятых в ИТ-индустрии, женщины составляют лишь около 30 %. Это кажется парадоксальным, поскольку этот труд не требует физической силы, который всегда давал преимущество мужчинам на производстве. Эксперт ООН по гендерным вопросам З.А. Хоткина из ИСЭПН АН РФ [8] считает, что нарастание гендерного неравенства в сфере труда и в обществе в целом является одним из наиболее вероятных социальных рисков, связанных с развитием цифровой экономики. В первую очередь, угроза видится в грядущем гендерно-асимметричном сокращении занятости в связи с внедрением новых технологий, включая робототехнику и искусственный интеллект.