В конце 2019 года в Китае (город Ухань) были зарегистрированы случаи тяжелой гриппоподобной инфекции, поражающей легкие. Сравнительно быстро китайские ученые выяснили, что причиной заболевания людей является коронавирус, родственный возбудителю атипичной пневмонии. Эти выводы были подтверждены и зарубежными исследователями. Новый вирус получил название SARS-CoV-2, а сама болезнь — COVID-19. Распространение данной инфекции за короткий период достигло масштабов пандемии, число случаев заражения продолжает расти и в настоящее время. Борьба с пандемией инфекции стала приоритетной задачей мирового здравоохранения [1].
По мере накопления клинического опыта и наблюдения за пациентами, перенесшими новую коронавирусную инфекцию с сохранением большого количества разнообразных симптомов после окончания острого периода, заболевания возникла необходимость внедрения новой терминологии. В связи с этим в различных научных источниках стали появляться определения: Long-COVID-19, long-haul-COVID-19, post-acute-COVID-19, chronic-COVID-19 и другие, отличающиеся сроками манифестации и клиническими проявлениями [2, 3].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет термин постковидного синдрома как состояние, развившееся спустя 3 месяца после перенесенной коронавирусной инфекции, длящееся не менее 2 месяцев, которое не может быть объяснено другой патологией. Общие симптомы данного заболевания включают в себя повышенную утомляемость, одышку, когнитивные дисфункции и прочие состояния, оказывающие негативное влияние на повседневную жизнь индивида. Данные симптомы могут появляться, исчезать, сменять друг друга, а также затрагивать все больше систем и органов [4]. В катамнестических наблюдениях [5, 6] отражено, что постковидные симптомы могут сохраняться в течение длительного времени после выздоровления.
Стоит отметить, что постковидный синдром включен в Международную классификацию болезней 10‑го пересмотра (МКБ-10) под кодом U 09.9 «Состояние после COVID-19 неуточненное», включающее также постковидное состояние [7].