По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2005-14

Гендерные особенности аутоагрессивного поведения у старших подростков (обзор литературы)

Рязанцева Наталья Михайловна старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и психолингвистики, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: nataly-ruz@mail.ru
Мензул Елена Владимировна заведующая кафедрой педагогики, психологии и психолингвистики, кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: lenamenzul@rambler.ru
Фомичев Данил Сергеевич ординатор кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, e-mail: new_dan40@mail.ru

В последние годы наблюдается стойкое снижение среднего возраста аутоагрессоров и увеличение разнообразия форм аутоагрессивного поведения. В подростковом и юношеском возрасте формы и степени аутоагрессии наиболее разнообразны. Именно в этом возрасте наблюдается наиболее выраженная тенденция к повторному совершению аутоагрессивных актов, легко формируются и закрепляются клишированные реакции, а аутоагрессия является последствием формирования и развития определенного «жизненного сценария» — социально обусловленных стратегий поведения. Актуальность исследования аутоагрессивного поведения определена его высокой распространенностью, непрерывным повсеместным ростом, сложностью диагностики и низкой эффективностью профилактики.

Литература:

1. Автономова Т.П. Проблема аутоагрессии человека в современной массовой культуре: теоретические и практические аспекты в исследовании. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014; 2: 80–86.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — Москва: Просвещение. 2007: 464 с.

3. Волков Б.С. Психология подростка. — Москва: Педагогическое общество России. 2002: 160 с.

4. Исаев Д.С. Психология суицидального поведения / Д.С. Исаев, К.В. Шерстнев. Методические рекомендации для студентов по спецкурсу «Суицидология». — Самара. 2000: 79 с.

5. Клее М. Психология подростка. — Москва: Педагогика. 2011: 176 с Макарова С.В. Гендерные различия агрессивного и аутоагрессивного поведения у старших подростков с девиантным поведением: автореф. дис. … канд. психол. наук. — Москва. 2012: 21 с.

6. Мышкина Е.А. К вопросу о причинах и механизмах аутоагрессивного поведения. Мир науки, культуры, образования. 2012; 3: 271–274.

1. Avtonomova T.P. The problem of human autoaggression in modern mass culture: theoretical and practical aspects in the study. Humanitarian sheet TSPU im. L.N. Tolstoy. 2014; 2: 80–86.

2. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood. — Moscow: Education. 2007: 464.

3. Volkov B.S. Psychology of a teenager. — Moscow: Pedagogical Society of Russia. 2002: 160.

4. Isaev D.S. Psychology of suicidal behavior / D.S. Isaev, K.V. Sherstnev. Methodical recommendations for students in the special course «Suicidology». — Samara. 2000: 79.

5. Klee M. Psychology of a teenager. — Moscow: Pedagogy. 2011: 176.

6. Makarova S.V. Gender differences in aggressive and auto-aggressive behavior in older adolescents with deviant behavior: author. dis. for the degree of Cand. psychol. sciences. — Moscow. 2012: 21.

7. Myshkina E.A. To the question of the causes and mechanisms of auto-aggressive behavior. World of science, culture, education. 2012; 3: 271–274.

Под аутоагрессией понимаются различные виды и степени агрессии, при которой объект и субъект действия совпадают. Аутоагрессия выражается действиями, намерениями, высказываниями, угрозами, попытками и даже внешним бездействием. Это связано с тем, что подростковый возраст является трудным и критическим. Во-первых, такая оценка обусловлена происходящими в этот период многочисленными изменениями, связанными со стремительной коренной ломкой прежних особенностей, интересов и отношений ребенка. Во-вторых, происходящие изменения нередко сопровождаются появлением у подростка значительных субъективных трудностей разного порядка. Главная проблема для подростка в этот период — научиться делать свой (сознательный) выбор в условиях имеющихся социально-психологических возможностей.

В подростковой среде широко распространены аддиктивные формы поведения: курение, алкоголизация, употребление психоактивных веществ. Многие авторы рассматривают аддиктивное поведение как проявление деструктивности по отношению к себе и как один из факторов, способствующих зарождению аутоагрессии.

Нарушения в ценностно-смысловой сфере, ее несформированность, размытость являются одним из значимых факторов реализации различных форм аутоагрессивного поведения. Несформированность ценностно-смысловой сферы порождает фрустрацию и дискомфорт, который человек может пытаться преодолеть через поиск новых стимулов и состояний (наркотики, алкоголь, табак). Кроме того, нарушения ее развития зачастую влекут за собой потерю интереса к жизни, ощущение ее бессмысленности.

Социологические и эпидемиологические исследования подтверждают, что распространенность и масштабы аутоагрессивного поведения среди представителей молодого поколения продолжают расти. Большая часть молодежи допускает саморазрушение посредством употребления курительных смесей, алкоголя, наркотиков, инфантильно относится к суицидальным попыткам, истязает себя пирсингом, татуировками и другими способами повреждения своего тела.

По мнению Ю. П. Платонова, важной характеристикой аутоагрессивного поведения является наличие конфликтной ситуации. У каждого человека существуют собственные способы реагирования на создавшуюся конфликтную ситуацию:

Для Цитирования:
Рязанцева Наталья Михайловна, Мензул Елена Владимировна, Фомичев Данил Сергеевич, Гендерные особенности аутоагрессивного поведения у старших подростков (обзор литературы). Медсестра. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: