По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89 DOI:10.33920/med-01-2006-04

Гендерные особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте

Ивашиненко Дмитрий Михайлович кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», г. Тула; E-mail: divashinenko@mail.ru.
Бурделова Елена Владимировна ассистент кафедры психиатрии и наркологии ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», г. Тула; E-mail: lenoknel@mail.ru.
Ивашиненко Любовь Владимировна директор службы психолого-педагогической помощи студентам, ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет», г. Тула; E-mail: lamersy@mail.ru.

В настоящей статье изложены результаты исследования, целью которого является изучение факторов и структуры агрессии в юношеском возрасте. Его результаты необходимы для определения лиц, нуждающихся в профилактической работе, и особенностей системы превентивных мер в зависимости от структуры целевой аудитории. Всего в исследовании в 2016 г. принял участие 721 респондент, а в 2019 г. — 1437. Методикой, примененной в данном исследовании, является тест Басса — Дарки в модификации Г. В. Резапкиной (BDHI). Результаты исследования наглядно демонстрируют, что в молодежной среде высокий уровень распространения выраженного раздражения, особенно у девушек. Было определено преобладание таких компонент агрессии, как негативизм и раздражение. Согласно полученным результатам, раздражение девушки испытывают чаще, чем юноши, а по шкале «негативизм» не имеют от них существенных отличий. Для юношей же в большей степени характерна физическая агрессия.

Литература:

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак. 2001: 512 с.

2. Бурделова Е. В., Ивашиненко Д. М., Ивашиненко Л. В. Медико-психологические факторы развития агрессивного поведения. Вестник новых медицинских технологий. 2017; 2: 285.

3. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — Санкт-Петербург: Питер. 2000: 352 с.

4. Berkowitz L. Aggression: A social psychological analysis. — NY: Mac Graw-Hill. 1962

5. Buss A. H. The psychology of aggression. — NY, Willy. 1961.

1. Berkowitz L. Aggression: causes, consequences and control / L. Berkowitz. St. Petersburg: Prime-Evroznak, 2001. 512 p.

2. Burdelova E. V., Ivashinenko D. M., Ivashinenko L. V. Medical and psychological factors for the development of aggressive behavior // Bulletin of new medical technologies. 2017. № 2. p. 285.

3. Baron R. Human Aggression / R. Baron, D. Richardson. St. Petersburg: Piter, 2000. 352 p.

4. Berkowitz L. Aggression: A social psychological analysis, NY, Mac Graw-Hill, 1962.

5. Buss A. H. The psychology of aggression, NY, Willy, 1961.

Агрессивное поведение представляет научный интерес различных областей знаний: психиатрия, психология, социология, философия, антропология, биология, культурология, юриспруденция и т. д. Соответственно, на данный момент выработано множество различных подходов к его изучению. Рассмотрение данной проблемы с разных сторон необходимо для разработки единой модели агрессивного поведения.

В 2016 и 2019 гг. на базе ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» было проведено исследование агрессивного поведения в молодежной среде. Его целью являлось изучение факторов и структуры агрессии в юношеском возрасте. Исследование необходимо для выявления факторов-мишеней профилактической работы и особенностей системы превентивных мер в зависимости от структуры целевой аудитории. Разработка и внедрение программ первичной профилактики является главной целью проводимого исследования, притом полученные данные также представляют ценный материал и для разработки системы мер вторичной и третичной психопрофилактики [1].

В данном исследовании были получены достоверные показатели, отражающие гендерные особенности агрессивного поведения здорового населения в юношеском возрасте.

Гипотезой исследования является предположение о том, что выраженность того или иного проявления агрессии в юношеском возрасте зависит от половой принадлежности. Теоретико-методологической основой служат научные работы В. И. Гарбузова, А. И. Захарова, М. В. Ермолаевой, Р. Кембелла, И. Э. Кондраковой, Е. Е. Копченовой, И. Лалаянца, П. А. Ковалева, В. В. Лебединского, Е. К. Лютовой, И. Л. Ленденевой, Г. Менденфилда, Л. Г. Милановича, Г. Б. Мониной, В. Г. Петрова, Л. М. Семенюк, Л. А. Соломиной, С. И. Сторожука, А. Б. Петровой и других. При анализе научной литературы можно выявить существенные различия в определении понятия агрессии такими учеными, как С. Л. Колосова, Т. Г. Румянцева, С. Фешбах, A. Бандура, A. Baсс и другими.

М. Зильманн, внесший существенный вклад в развитие научных представлений об агрессии, рассматривал ее как попытку нанесения другому лицу физических повреждений [2]. Л. Бердковиц утверждал, что агрессия обязательно содержит в себе намерение нанесения оскорблений или обиды. [3, 4]. А. Басе не разделял понятия «агрессия» и «агрессивное поведение». Он описывал ее как действие, несущее в себе угрозу ущерба другим или непосредственно сам ущерб [5].

Для Цитирования:
Ивашиненко Дмитрий Михайлович, Бурделова Елена Владимировна, Ивашиненко Любовь Владимировна, Гендерные особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: