По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2:613.9:377 DOI:10.33920/med-08-2210-05

Гендерные аспекты качества жизни студентов медицинского колледжа

Шкарин Владимир Вячеславович доктор медицинских наук, доцент, ректор, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Волгоград, Россия, e-mail: post@volgmed.ru, https://orcid.org / 0000-0001-6152-2943
Латышевская Наталья Ивановна ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственное бюджетное учреждение «Волгоградский медицинский научный центр», г. Волгоград, Россия, e-mail: post@volgmed.ru, https://orcid.org / 0000-0002-8367-745X
Зуб Андрей Владимирович аспирант, кафедра общей гигиены и экологии, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Волгоград, Россия, e-mail: Andrey_zub@inbox.ru, https://orcid.org / 0000-0003-2239-2028
Левченко Наталья Викторовна кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены и экологии, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственное бюджетное учреждение «Волгоградский медицинский научный центр», г. Волгоград, Россия, e-mail: chernova_n_v@mail.ru, https://orcid.org / 0000-0003-4591-0537
Давыденко Людмила Александровна доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры общей гигиены и экологии, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственное бюджетное учреждение «Волгоградский медицинский научный центр», г. Волгоград, Россия, e-mail: ladav52@mail.ru, https://orcid.org / 0000-0002-6612-0529
Беляева Алина Васильевна кандидат биологических наук, доцент кафедры общей гигиены и экологии, ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственное бюджетное учреждение «Волгоградский медицинский научный центр», г. Волгоград, Россия, e-mail: bel.alina@list.ru, https://orcid.org / 0000-0002-2723-8938

Были проанализированы показатели качества жизни студентов (60 юношей и 200 девушек) медицинского колледжа Волгоградского государственного медицинского университета. Используемый инструмент — опросник качества жизни SF-36. Выявлены гендерные и возрастные различия. Качество жизни студентов-юношей выше, чем девушек, статистически значимые различия более выражены в младшей возрастной группе, при этом ко 2, 3 курсу обучения гендерные различия нивелируются. Установлено повышение cамооценки своего физического и психического состояния в процессе обучения. Проведенный корреляционный анализ показал наличие сильных связей между показателями психического здоровья и жизненной активности. Показатели качества жизни, оцениваемые на субъективном восприятии, могут быть использованы как дополнительный критерий, определяющий состояние здоровья. Необходимо продолжение исследования, увеличение репрезентативности выборки, что позволит сформировать базу данных качества жизни студентов, получающих среднее профессиональное образование медицинского профиля, которые можно будет использовать как информационно-методический документ при разработке профилактических программ для данного контингента обучающихся.

Литература:

1. Кораблина Е.П., Стоянова Е.Ю., Минвалеев Р.С. Психологическая готовность к медицинской деятельности у студентов медицинского колледжа. Гигиена и санитария. 2019; 5 (98): 515–519.

2. Кобякова О.С., Деев И.А., Куликов Е.С. Особенности частоты факторов риска хронических неинфекционных заболеваний среди студентов средних специальных и высших учебных заведений различных направлений подготовки. Профилактическая медицина. 2020; 4 (23): 61–66.

3. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Значение здоровья подростков в формировании их гармоничного развития. Гигиена и санитария. 2015; 6 (94): 58–62.

4. Шубочкина Е.И., Ибрагимова Е.М., Иванов В.Ю. Гигиенические аспекты профессионального образования и трудовой деятельности подростков: риски здоровью, технологии снижения. Вопросы школьной медицины. 2019; 1: 32–40.

5. Шкарин В.В., Поздеева Т.В. Изучение здоровьесберегающего поведения студентов как основа профилактических программ. Нижегородский медицинский журнал. 2007; 6: 87–91.

6. Латышевская Н.И., Клаучек С.В., Москаленко Н.П. Гендерные различия в состоянии здоровья и качестве жизни студентов. Гигиена и санитария. 2004; 1: 51–54.

7. Латышевская Н.И., Левченко Н.В., Куликов В.С., Канищева Е.В. Комплексная оценка образа жизни студентов, обучающихся в аграрном университете. Санитарный врач. 2021; 6: 69–79. doi: 10.33920 / med-08‑2106‑07.

8. Попов В.И., Мелихова Е.П. Изучение и методология исследования качества жизни студентов. Гигиена и санитария. 2016; 9 (95): 879–884.

9. Ware J. E. SF-36 Health Survey: Manuel and Interpretation Guide. Boston. The Health Institute. 1992; 316.

10. Агаджанян Н.А., Макарова И.И., Аксенова А.В., Страхов К.А. Качество жизни студентов тверского медицинского колледжа. Экология человека. 2014; 7: 3–9.

11. Блинова Е. Г., Богунова О.С., Акимова И.С., Демакова Л.В. Качество и образ жизни студентов медицинского университета. Современные проблемы науки и образования. 2015; 3: 248.

12. Черная Н.Л., Ганузин В.М., Барабошин А. Т., Маскова Г.С. Гендерные различия показателей качества жизни студентов первого курса медицинского университета. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; 4:10–14.

13. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Иванов В.Ю., Ибрагимова Е.М. Качество жизни и медико-социальные особенности Российских подростков, обучающихся в разных образовательных учреждениях. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук. 2013; 3 (91): 75–80.

14. Шаламова Е.Ю., Сафонова В.Р. Взаимосвязь шкал опросника SF-36 и показателей совладающего со стрессом поведения студентов северного медицинского вуза. Экология человека. 2015; 6: 50–56.

15. Сухинин А.А., Горбов Л.В., Богрова М.И., Фомина Я.В. Субъективная оценка состояния здоровья студентами. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017; 9: 79–82.

16. Зулькарнаев Т.Р., Лукманова А.И., Поварго Е.А., Зулькарнаева А. Т. Применение показателей качества жизни студентов медицинского университета для диагностики нарушений здоровья. Медицина труда и экология человека. 2015; 4: 123–127.

17. Маджитова Н.О., Кошимбеков М.К. Иванченко Н.Н., Ахметкалиева Н.А., Ербосынова Г.Н. Современные подходы к оценке качества жизни сестринского персонала. Вестник Казахского Национального медицинского университета. 2017; 4: 380–382.

1. Korablina E.P., Stoyanova E.Yu., Minvaleev R. S. Psychological readiness for medical activity among students of medical college. Gigiyena i sanitariya (Hygiene and sanitation). 2019; 5 (98): 515–519. (in Russian)

2. Kobyakova O. S., Deev I.A., Kulikov E. S. Features of the frequency of risk factors for chronic non-infectious diseases among students of secondary specialized and higher educational institutions of various areas of training. Profilakticheskaya meditsina (The Russian Journal of Preventive Medicine). 2020; 4 (23): 61–66. (in Russian)

3. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Rapoport I.K. The importance of adolescent health in the formation of their harmonious development. Gigiyena i sanitariya (Hygiene and sanitation). 2015; 6 (94): 58–62. (in Russian)

4. Shubochkina E. I., Ibragimova E.M., Ivanov V.Yu. Hygienic aspects of vocational education and labor activity of adolescents: health risks, reduction technologies. Voprosy shkol»noy meditsiny (Problems of school and university medicine and health). 2019; 1: 32–40. (in Russian)

5. Shkarin V.V., Pozdeyeva T.V. Studying the health-saving behavior of students as the basis of preventive programs. Nizhegorodskiy meditsinskiy zhurnal. 2007; 6: 87–91. (in Russian)

6. Latyshevskaya N. I., Klauchek S.V., Moskalenko N.P. Gender differences in health status and quality of life of students. Gigiyena i sanitariya (Hygiene and sanitation). 2004; 1: 51–54. (in Russian)

7. Latyshevskaya N. I., Levchenko N.V., Kulikov V. S., Kanishcheva E.V. Comprehensive assessment of the lifestyle of students studying at the Agricultural University. Sanitarnyy vrach. 2021; 6: 69–79. doi: 10.33920 / med-08‑2106‑07.

8. Popov V. I., Melikhova E.P. Study and research methodology for the quality of life of students. Gigiyena i sanitariya (Hygiene and sanitation). 2016; 9 (95): 879–884. (in Russian)

9. Ware J. E. SF-36 Health Survey: Manuel and Interpretation Guide. Boston. The Health Institute. 1992; 316.

10. Agadzhanyan N.A., Makarova I. I., Aksenova A.V., Strakhov K.A. The quality of life of students of the Tver Medical College. Ekologiya cheloveka (Human ecology). 2014; 7: 3–9. (in Russian)

11. Blinova E.G., Bogunova O. S., Akimova I. S., Demakova L.V. The quality and lifestyle of medical students. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya (Modern problems of science and education). 2015; 3: 248. (in Russian)

12. Chernaya N. L., Ganuzin V.M., Baraboshin A.T., Maskova G. S. Gender differences in the indicators of the quality of life of first-year students of a medical university. Voprosy shkol»noy meditsiny (Problems of school and university medicine and health). 2019; 4: 10–14. (in Russian)

13. Kuchma V.R., Shubochkina E. I., Ivanov V.Yu., Ibragimova E.M. The quality of life and medical and social characteristics of Russian adolescents studying in various educational institutions. Byulleten» VSNTS SO RAMN (Acta Biomedica Scientifica). 2013; 3 (91): 75–80. (in Russian)

14. Shalamova E.Yu., Safonova V.R. The relationship between the scales of the SF-36 questionnaire and indicators of coping with stress behavior of students of the northern medical university. Ekologiya cheloveka (Human ecology). 2015; 6: 50–56. (in Russian)

15. Sukhinin A.A., Gorbov L.V., Bogrova M. I., Fomina Ya.V. Subjective assessment of the state of health by students. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental»nykh issledovaniy (International Journal of Applied and Basic Research). 2017; 9: 79–82. (in Russian)

16. Zulkarnaev T.R., Lukmanova A. I., Povargo E.A., Zulkarnaeva A.T. The use of indicators of the quality of life of students of a medical university for the diagnosis of health disorders. Meditsina truda i ekologiya cheloveka (Occupational medicine and human ecology). 2015; 4: 123–127. (in Russian)

17. Madzhitova N.O., Koshimbekov M.K. Ivanchenko N.N., Akhmetkalieva N.A., Erbosynova G.N. Modern approaches to assessing the quality of life of nursing staff. Vestnik Kazakhskogo Natsional»nogo meditsinskogo universiteta (Bulletin of the Kazakh National Medical University). 2017; 4: 380–382. (in Russian).

Профессия медицинских специалистов среднего профессионального звена в современных условиях одна из самых социально значимых. Подготовка медиков со средним профессиональным образованием (СПО) — важнейшая задача: в стране сохраняется дефицит среднего медицинского персонала, особенно выраженный в сельской местности; не все выпускники остаются в профессии, в том числе в связи с потенциальными рисками для здоровья [1, 2]. Гигиенические исследования последних лет свидетельствуют о крайне неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья категории молодежи, получающей среднее профессиональное образование [3–5]. Эта категория населения, имеющая свои особенности в образе жизни, имеют определенный статус здоровья, который сформировался за предыдущие годы [6, 7].

Несомненно, успешная профессиональная деятельность в будущем выпускников медицинского колледжа и желание остаться в профессии зависят от состояния личного здоровья, уровень которого определяется комплексом факторов их образа и качества жизни на этапе получения СПО.

Изучение и оценка качества жизни (КЖ) широко представлены в современных гигиенических исследованиях. Основной используемый инструмент — опросники (общие, частные, специальные). При этом, по мнению Попова В.И. с соавт. [8], методология и методические подходы для оценки КЖ в настоящее время только формируются, большинство из них не лишены субъективности, не учитывают возрастные и социальные особенности обследуемого контингента. Наиболее известный и широко используемый — опросник общего типа Short Form Medical Outcomes Study (SF-36), разработанный Бостонским институтом здоровья [9]. Вместе с тем, учитывая меняющиеся традиционные gender-roles и стереотипы поведения в современном мире, интерес представляют гендерные аспекты качества жизни студентов медицинского колледжа.

Цель исследования — изучение и анализ гендерных аспектов качества жизни студентов медицинского колледжа для последующего обоснования профилактических мероприятий.

Было обследовано 60 юношей и 200 девушек медицинского колледжа Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ). Сформированы три группы наблюдения: 1‑я группа — средний возраст 18,29 (I курс); 2‑я — средний возраст 19,84 ± 0,20 (II курс); 3‑я — средний возраст 20,66 ± 0,24.

Для Цитирования:
Шкарин Владимир Вячеславович, Латышевская Наталья Ивановна, Зуб Андрей Владимирович, Левченко Наталья Викторовна, Давыденко Людмила Александровна, Беляева Алина Васильевна, Гендерные аспекты качества жизни студентов медицинского колледжа. Санитарный врач. 2022;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: