Профессия медицинских специалистов среднего профессионального звена в современных условиях одна из самых социально значимых. Подготовка медиков со средним профессиональным образованием (СПО) — важнейшая задача: в стране сохраняется дефицит среднего медицинского персонала, особенно выраженный в сельской местности; не все выпускники остаются в профессии, в том числе в связи с потенциальными рисками для здоровья [1, 2]. Гигиенические исследования последних лет свидетельствуют о крайне неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья категории молодежи, получающей среднее профессиональное образование [3–5]. Эта категория населения, имеющая свои особенности в образе жизни, имеют определенный статус здоровья, который сформировался за предыдущие годы [6, 7].
Несомненно, успешная профессиональная деятельность в будущем выпускников медицинского колледжа и желание остаться в профессии зависят от состояния личного здоровья, уровень которого определяется комплексом факторов их образа и качества жизни на этапе получения СПО.
Изучение и оценка качества жизни (КЖ) широко представлены в современных гигиенических исследованиях. Основной используемый инструмент — опросники (общие, частные, специальные). При этом, по мнению Попова В.И. с соавт. [8], методология и методические подходы для оценки КЖ в настоящее время только формируются, большинство из них не лишены субъективности, не учитывают возрастные и социальные особенности обследуемого контингента. Наиболее известный и широко используемый — опросник общего типа Short Form Medical Outcomes Study (SF-36), разработанный Бостонским институтом здоровья [9]. Вместе с тем, учитывая меняющиеся традиционные gender-roles и стереотипы поведения в современном мире, интерес представляют гендерные аспекты качества жизни студентов медицинского колледжа.
Цель исследования — изучение и анализ гендерных аспектов качества жизни студентов медицинского колледжа для последующего обоснования профилактических мероприятий.
Было обследовано 60 юношей и 200 девушек медицинского колледжа Волгоградского государственного медицинского университета (ВолгГМУ). Сформированы три группы наблюдения: 1‑я группа — средний возраст 18,29 (I курс); 2‑я — средний возраст 19,84 ± 0,20 (II курс); 3‑я — средний возраст 20,66 ± 0,24.