* Статьи первых двух рубрик номера подготовлены к XVIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Воспитание: вызовы современности» (Москва, 24-26 ноября 2022 г.).
В жизни любой страны и нации случаются исторические ошибки, иллюзии и заблуждения, за которые впоследствии приходится платить неизбежную дань — материальную и духовную. Сейчас наступил черёд России, соблазнившейся тридцать лет назад взятым у Запада на прокат либеральным мифом «всеобщего» потребительского благоденствия. Свернув с собственного — евразийского — пути развития, страна предала забвению именной институт общественного (группового, индивидуального) воспитания граждан, удалив его из школы, вуза, трудового коллектива. О воспитании даже с высоких трибун говорилось как о рудименте «проклятого» тоталитарного прошлого, в принципе отвергавшего благословенный западный рынок.
По всем правилам диалектической логики возможное решение возникающих проблем в области морали в границах либерального замысла представлялось простейшим образом, как умножение «два на два» в арифметике, а именно: эмансипированный человек сам себе голова, и он вполне может без подсказок извне формировать свою духовно-нравственную ауру. И вообще, если невидимая, волшебно действующая «рука» рынка стихийно регулирует материальную сферу социального воспроизводства (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, торговлю, сервис), то разве не может она делать то же самое в духовной сфере (образовании, науке, культуре, прессе)?
Далее, по доминирующей в обществе потребления либеральной установке, российский гражданин, освобождённый «сверху» от всевозможных, придуманных государством, организационно-идеологических «вериг» (октябрятских, пионерских, комсомольских, партийных наставлений), вполне удовлетворится: на первичном этапе социализации — родительским влиянием, а на вторичном и третичном этапах — индивидуальным самовлиянием. Ну, а жить человеку в обществе и быть свободным от общества, вопреки известному марксистскому постулату, очень даже возможно, если только оно не тоталитарное, а демократическое, в котором государство не претендует на большую, чем полномочия ночного сторожа, роль…