По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.01 DOI:10.33920/nik-02-2310-01

Ген воспитания в социальной природе журналистики*

Киричёк Пётр Николаевич доктор социологических наук, профессор кафедры журналистики Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: kpn54@yandex.ru

В статье рассматривается важный аспект медийного образования и журналистской практики, связанный с ролью и значением средств массовой информации в процессе общественного воспитания. Выявляются особенности публичного трансфера моральных установок от производителей массовой информации (журналистов) к её потребителям (гражданам).

Литература:

1. Воеводина Т.В. На воеводстве! // Завтра. — 2017. — Июль. — № 30 (1234).

2. Киричёк П.Н. Миссия журналистики в инструментальной парадигме прессы // Журналист. Социальные коммуникации. — 2021. — № 3(43). — С. 20–28.

3. Коханая О.Е., Головин Ю.А. Культура потребления или культура традиционных ценностей в системе журналистского образования // Знание. Понимание. Умение. — 2022. — № 2. — С. 59–69.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2008. — 352 с.

5. Минкин А. Необходимость цензуры. Свобода приходит нагая… // Московский комсомолец. — 2001. — 21–28 июня.

6. Попов В.Д. Управление информационными процессами (психоаналитическая парадигма). — М. : Изд-во «Перо», 2015. — 296 с.

7. Шилина С.А. Управленческий дискурс: роль в производстве коммуникативных отношений государства и общества // Казанская наука. — 2011. — № 9. — С. 253–255.

1. Voyevodina T.V. Na voyevodstve! // Zavtra. — 2017. — Iyul'. — № 30 (1234).

2. Kirichok P.N. Missiya zhurnalistiki v instrumental'noy paradigme pressy // Zhurnalist. Sotsial'nyye kommunikatsii. — 2021. — № 3(43). — S. 20–28.

3. Kokhanaya O.Ye., Golovin YU.A. Kul'tura potrebleniya ili kul'tura traditsionnykh tsennostey v sisteme zhurnalistskogo obrazovaniya // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2022. — № 2. — S. 59–69.

4. Maslou A. Motivatsiya i lichnost'. SPb.: Piter, 2008. — 352 s.

5. Minkin A. Neobkhodimost' tsenzury. Svoboda prikhodit nagaya… // Moskovskiy komsomolets. — 2001. — 21–28 iyunya.

6. Popov V.D. Upravleniye informatsionnymi protsessami (psikhoanaliticheskaya paradigma). — M. : Izd-vo «Pero», 2015. — 296 s.

7. Shilina S.A. Upravlencheskiy diskurs: rol' v proizvodstve kommunikativnykh otnosheniy gosudarstva i obshchestva // Kazanskaya nauka. — 2011. — № 9. — S. 253– 255.

* Статьи первых двух рубрик номера подготовлены к XVIII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Воспитание: вызовы современности» (Москва, 24-26 ноября 2022 г.).

В жизни любой страны и нации случаются исторические ошибки, иллюзии и заблуждения, за которые впоследствии приходится платить неизбежную дань — материальную и духовную. Сейчас наступил черёд России, соблазнившейся тридцать лет назад взятым у Запада на прокат либеральным мифом «всеобщего» потребительского благоденствия. Свернув с собственного — евразийского — пути развития, страна предала забвению именной институт общественного (группового, индивидуального) воспитания граждан, удалив его из школы, вуза, трудового коллектива. О воспитании даже с высоких трибун говорилось как о рудименте «проклятого» тоталитарного прошлого, в принципе отвергавшего благословенный западный рынок.

По всем правилам диалектической логики возможное решение возникающих проблем в области морали в границах либерального замысла представлялось простейшим образом, как умножение «два на два» в арифметике, а именно: эмансипированный человек сам себе голова, и он вполне может без подсказок извне формировать свою духовно-нравственную ауру. И вообще, если невидимая, волшебно действующая «рука» рынка стихийно регулирует материальную сферу социального воспроизводства (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, торговлю, сервис), то разве не может она делать то же самое в духовной сфере (образовании, науке, культуре, прессе)?

Далее, по доминирующей в обществе потребления либеральной установке, российский гражданин, освобождённый «сверху» от всевозможных, придуманных государством, организационно-идеологических «вериг» (октябрятских, пионерских, комсомольских, партийных наставлений), вполне удовлетворится: на первичном этапе социализации — родительским влиянием, а на вторичном и третичном этапах — индивидуальным самовлиянием. Ну, а жить человеку в обществе и быть свободным от общества, вопреки известному марксистскому постулату, очень даже возможно, если только оно не тоталитарное, а демократическое, в котором государство не претендует на большую, чем полномочия ночного сторожа, роль…

Для Цитирования:
Киричёк Пётр Николаевич, Ген воспитания в социальной природе журналистики*. Ученый совет. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: