Понятие «гелиогеофизический импринтинг» происходит от англ. imprint («оставлять след, запечатлевать, фиксировать»). Академиком В.П. Казначеевым было высказано предположение, что определенный патофизиологический тип организации личности зависит от космофизической среды. Стволовые и лимбические структуры головного мозга развиваются внутриутробно в конкретных условиях внешней среды, когда возможности защиты и приспособления еще недостаточно развиты. Гелиогеофизические воздействия в этот период могут запечатлеваться на генетическом уровне и определять в дальнейшем особую чувствительность различных отделов головного мозга к этим и другим внешним экологическим факторам. Сочетание высокой геомагнитной индукции и низкой солнечной активности (СА) в определенные внутриутробные периоды может изменять пороги восприимчивости и функциональной активности различных отделов головного мозга и регуляторных звеньев нейрогуморальных систем [4].
Еще ранее П.К. Анохин предложил указанный феномен рассматривать как одно из явлений общей биологической закономерности, опережающей отражение действительности. «Можно предполагать, что гелиокосмическая цикличность, ее особенности в период беременности, эмбрионального и раннего постнатального развития формировали такую специфическую направленность онтогенеза, приспособительные механизмы, которые обусловливали многие проявления жизнедеятельности (реактивность, метаболизм, биологическая и социальная активность и др.) человека в течение всей его жизни» [1].
А.В. Букалов сопоставил даты рождения и смерти множества людей с 11-летним циклом СА и вывел следующее утверждение: исследования дат рождения и смерти людей в сопоставлении с 11-летним ритмом СА показывают, что в большинстве случаев, если рождение человека приходится на период, близкий к максимуму СА в 11-летнем цикле, то его естественная смерть (в 67% случаев) наступает в период минимальной СА. И напротив, если человек родился в период, близкий к минимуму СА, его естественная смерть приходится на период, связанный с максимумом СА [2].