Высокая распространенность и частота развития нарушения дыхательной функции у больных, перенесших COVID-19 ассоциированную пневмонию, обуславливают актуальность и социальную значимость данной проблемы.
У пациентов с острым респираторным дистресс-синдромом, развившимся на фоне COVID-19 ассоциированной пневмонии, в течение года после выписки из стационара нередко развивается стойкая функциональная инвалидность, снижается качество жизни. В связи с этим, своевременное проведение этапной пульмонологической реабилитации при лечении «постковидного синдрома» является важнейшей задачей практического здравоохранения [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7].
В комплексе реабилитационных мероприятий для пациентов, перенесших COVID-19 ассоциированную пневмонию, достаточно эффективно используется ГБО-терапия. Для этого заболевания характерно повреждение альвеол, что приводит к нарушению диффузионной способности легких и микроциркуляции за счет развития эндотелиальной дисфункции и микро-и макрососудистых осложнений. Практически все органы страдают от недостатка кислорода [2, 5, 9].
Известно, что 100 % содержание кислорода в барокамере под повышенным давлением, приводит к повышению эффективности диффузии через альвеолярную мембрану и увеличению растворимости кислорода в плазме, что значительно повышает кислородную емкость крови и увеличивает доставку кислорода тканям. Это приводит к ликвидации тканевой гипоксии, стимулирует обменные процессы, способствует дезинтоксикации организма, подавляет активность воспалительного процесса, способствует восстановлению морфологических и функциональных нарушений. Доказано, что гипербарическая оксигенация обладает противовоспалительным действием, уменьшает проявления эндотелиальной дисфункции, улучшает реологические свойства крови. Все это помогает больным купировать негативные последствия болезни [10, 11].
Недостатком ГБО-терапии можно считать то, что облегчая доставку кислорода тканям, она значительно снижает требования к функциональной системе кислородного обеспечения организма (дыхательная, сердечно-сосудистая, красная кровь), что способствует ее детренированности. В условиях гипероксии все системы организма переходят на более низкий и экономичный уровень функционирования. В период выздоровления на 3 этапе реабилитации, проводимом в амбулаторных условиях необходимо стремиться к повышению функциональных возможностей этих систем, что необходимо для создания стойкой компенсации. С этой целью широко используется лечебная физкультура. Достаточно широкое применение нашли и различные тренажеры, позволяющие создавать дозированную нагрузку на дыхательную систему за счет увеличения дыхательного мертвого пространства, что позволяет изменить газовый состав вдыхаемого воздуха и создать гипоксически-гиперкапническую стимуляцию дыхания, уменьшать тонус гладкой мускулатуры бронхиального дерева и периферических сосудов, облегчать диссоциацию оксигемоглобина и отдачу кислорода тканям за счет эффекта Бора [12, 13, 14]. Устройство таких тренажеров позволяет также создавать дополнительное сопротивление воздушному потоку на вдохе или выдохе, что увеличивает нагрузку на дыхательную мускулатуру, препятствует коллабированию бронхов и развитию ателектазов. Использование таких тренажеров направлено на нормализацию дыхательной функции, повышение функциональных резервов внешнего дыхания, улучшение бронхиальной проходимости и дренажной функции легких, улучшение микроциркуляции, повышение устойчивости к гипоксии, ликвидации синдрома гипервентиляции [15–20].