Законом №458-ФЗ1 было определено, что порядок транспортирования отходов I–IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, будет устанавливаться Минтрансом России по согласованию с Минприроды России. На практике, особенно сразу после введения нового положения, соискатели лицензии или лицензиаты, обратившиеся в территориальные органы Росприроднадзора за получением новой лицензии или переоформления имеющейся, столкнулись с тем, что в действующем законодательстве отсутствуют положения, позволяющие точно определить какие отходы I–IV классов опасности являются опасным грузом, а какие нет.
К лицензионным требованиям для работ по транспортированию отходов I– IV классов опасности относится наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям (пп. «в» п. 3 Положения о лицензировании).
Под опасным грузом понимают вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности2 .
Под отходами производства и потребления понимают вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению3 . Все отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности.