Наиболее распространенная система – совместно работающие источник бесперебойного питания (ИБП) и дизель-генераторная установка (ДГУ). Дизель-генератор обеспечивает гарантированное электроснабжение объекта при долговременном отключении электроэнергии от питающей сети, а за непрерывность отвечает статический ИБП, последовательно встроенный в сеть. Также на рынке есть варианты полупроводниковых коммутаторов, позволяющих обеспечить переключение между вводами без паузы (при условии, что произведена фазировка сетей), однако мы такой вариант обычно не рекомендуем изза его меньшей надежности.
В зависимости от схемы один или несколько дизель-генераторов как независимые источники электроснабжения могут резервировать друг друга. Это ваши собственные источники питания, и они выгодно отличаются от внешних сетей, повлиять на функционирование которых невозможно. Неслучайно Uptime Institute (один из наиболее известных и пользующихся доверием международных сертификационных институтов, разработавший собственный стандарт надежности центров обработки данных) не рассматривает внешние сети как заслуживающий доверия источник электроснабжения. Что касается дизельгенераторов, то при регулярном тестировании и техническом обслуживании они признаются достаточно надежным источником энергоснабжения.
В статических ИБП используются преимущественно свинцово-кислотные аккумуляторные батареи. Их главный недостаток заключается в достаточно быстром расходе ресурса при циклической работе. По нашему опыту, даже те батареи, которые рассчитаны на срок эксплуатации в 10–12 лет, в условиях ЦОД работают не более пяти-семи лет. Учитывая их высокую стоимость (она может достигать половины цены всей системы бесперебойного электроснабжения), целесообразно рассматривать и другие варианты. Так, в последние годы все востребованней становятся разные варианты литиевых батарей. Речь уже не идет только о литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторах, известных своей пожароопасностью. Все активней сегодня применяются литий-железофосфатные аккумуляторы (LiFePO4, LFP) и др. Они намного безопасней и, по заявлению производителей, их ресурс значительно выше, чем у свинцовых аккумуляторов. Кроме того, такие аккумуляторы допускают более высокие токи разряда и заряда, а это, в свою очередь, развязывает руки проектировщикам в плане оптимизации времени автономной работы ИБП. Наконец, литий-железо-фосфатные аккумуляторы более компактны и имеют значительно меньший вес, а значит – их проще установить в многоэтажном здании. Главный минус таких аккумуляторов сегодня – их стоимость: по цене они в два раза превосходят свинцово-кислотные батареи.