Принято считать, что наступление новой информационной эры сулит всем «несомненные блага». Однако все понимают, что, как в любом явлении, последствия могут быть как позитивными, так и негативными. В полной мере это относится и к проблемам развития информационного общества в России. А это означает, что уже сейчас необходимо вкладывать в новые информационные технологии такое социальное содержание и реализовывать такие цели, которые, по возможности, исключали бы антигуманистическое использование1. Как отмечают С. Н. Бабурин и А. Д. Урсул, одно из главных преимуществ будущего глобального информационного общества видится в свободе доступа каждого человека к информации с помощью персональных компьютеров через глобальные телекоммуникации, участия в принятии интересующих его решений. Тем самым обеспечивается рационально-гуманистическое использование получаемой с помощью ЭВМ знания во всех основных сферах — социальной, культурной, производственной, управленческой и др. Это дальнейший шаг на пути социализации и демократизации информационных процессов, причем качественно меняющий и рационализирующий саму суть демократии2.
Построение информационного общества в России как общества демократического, гражданского, правового и социального ставит новые задачи перед органами государственной власти. Происходит постепенный переход от использования информационных ресурсов органов государственной власти только для целей информационного обеспечения их функциональной деятельности к развитию массовых коммуникаций с гражданами при преимущественном использовании современных информационных телекоммуникационных технологий. В центре внимания постепенно становится гражданин, его интересы и потребности.
В настоящей статье автором не преследуется цель рассмотрения как можно большего количества позитивных и негативных последствий внедрения информационных технологий в повседневную жизнедеятельность людей и практику государственного управления. Эти процессы предполагается рассмотреть через призму появления дополнительных возможностей реализации информационных прав граждан в России как социальном государстве.