По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323

Гарантии реализации прав российских граждан на информацию органов государственной власти в России как социальном государстве

Е. С. Устинович д-р полит.наук, доцент, профессор кафедры экономики, управления и политики Юго-Западного государственного университета, г. Курск

Российская Федерация — социальное государство, что закреплено конституционно. Среди прочего, это означает, что в условиях развития в России информационного общества необходимы дополнительные гарантии российских граждан на реализацию их информационных прав. В том числе, это относится и к механизмам информирования о деятельности органов государственной власти в России как социальном государстве. В настоящей статье представлена проблема рассмотрения структуры и правового содержания информирования как способа реализации права граждан на информацию.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст: [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.]. — М., 1993.

2. Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_ LAW_47798/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928 (Дата обращения: 31.10.2017).

3. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года № 36-ФЗ), от 19 апреля 1991 года № 1032–1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — № 18. Т. 565.

4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст.1929; № 48. Ст.4566; 1996. № 26. Ст.3028; № 49. Ст.5489; 1997. № 1. Ст.3; 1998. № 30. Ст.3613; № 31. Ст.3812; 1999. № 29. Ст.369; 2000. № 29. Ст.3002; № 33. Ст.3348; 2001. № 23. Ст.2284, 2285; № 53. Ст.5017; 2002. № 30. Ст.3033; 2004. № 35. Ст.3607; 2005. № 1. Ст.32; № 52. Ст.5591, 5594; 2006. № 50. Ст.5285; 2007. № 44. Ст.5281.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862

6. «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_73468/41ab14163ba68ff e1e18d73bd1c86416348416a3 (Дата обращения: 31.10.2017).

7. Аверин А. Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. — М.: Изд-во РАГС, 2010.

8. Бачило И. Л. Информационное право: учебник для вузов / И. Л. Бачило. — М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009.

9. Бачило И. Л. Актуальные вопросы в области развития потенциала Э-правительства // Государство и право: вызовы XXI века (Кутафинские чтения): Материалы секции информационного права международной научно-практической конференции. Сборник докладов. Москва, 9 декабря 2009 г. — Киров: ООО «Типография «Старая Вятка», 2010.

10. Григорьева Н. С. Активное общество и активное гражданство, как необходимое условие формирования современной европейской социальной политики // Государственное управление в ХХI веке: традиции и инновации: 7-я Международная научно-практическая конференция факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова; 27-29 мая 2009 г.: Материалы конференции: в 2-х ч. Ч.1 / Отв. ред. Мысляева И. Н. — М.: МАКСПресс, 2009.

11. Лукашева Е. А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. — М.: Норма, 2009.

12. Паршин М. В. Административная реформа и электронное правительство. Дистанционное предоставление государственных услуг // Труды VI Тверского социально-экономического форума «Информационное общество»: г. Тверь, 2-3 июля 2009 г.; под ред. Ю. Е. Хохлова. — М.: Институт развития информационного общества, 2009.

13. Устинович Е. С. Публичное информирование налогоплательщиков как направление деятельности Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов / Развитие российской системы государственного управления: реалии современности, тенденции, перспективы: материалы II международной научно-практической конференции (23-25 октября 2017 г.); Сост. Мишуткина И. В. — Калининград: Изд-во «Аксиос», 2017. — 304 с. — ISBN 978 5 91726 137 9.

Принято считать, что наступление новой информационной эры сулит всем «несомненные блага». Однако все понимают, что, как в любом явлении, последствия могут быть как позитивными, так и негативными. В полной мере это относится и к проблемам развития информационного общества в России. А это означает, что уже сейчас необходимо вкладывать в новые информационные технологии такое социальное содержание и реализовывать такие цели, которые, по возможности, исключали бы антигуманистическое использование1. Как отмечают С. Н. Бабурин и А. Д. Урсул, одно из главных преимуществ будущего глобального информационного общества видится в свободе доступа каждого человека к информации с помощью персональных компьютеров через глобальные телекоммуникации, участия в принятии интересующих его решений. Тем самым обеспечивается рационально-гуманистическое использование получаемой с помощью ЭВМ знания во всех основных сферах — социальной, культурной, производственной, управленческой и др. Это дальнейший шаг на пути социализации и демократизации информационных процессов, причем качественно меняющий и рационализирующий саму суть демократии2.

Построение информационного общества в России как общества демократического, гражданского, правового и социального ставит новые задачи перед органами государственной власти. Происходит постепенный переход от использования информационных ресурсов органов государственной власти только для целей информационного обеспечения их функциональной деятельности к развитию массовых коммуникаций с гражданами при преимущественном использовании современных информационных телекоммуникационных технологий. В центре внимания постепенно становится гражданин, его интересы и потребности.

В настоящей статье автором не преследуется цель рассмотрения как можно большего количества позитивных и негативных последствий внедрения информационных технологий в повседневную жизнедеятельность людей и практику государственного управления. Эти процессы предполагается рассмотреть через призму появления дополнительных возможностей реализации информационных прав граждан в России как социальном государстве.

Для Цитирования:
Е. С. Устинович, Гарантии реализации прав российских граждан на информацию органов государственной власти в России как социальном государстве. Социальная политика и социальное партнерство. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: