По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.067

Функционирование этических, духовных, традиционных ценностей в процессе музыкального просвещения в отечественном культурно-образовательном пространстве

Яковлева Дарья Евгеньевна. . ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры». Россия, 650029, Кемерово, ул. Ворошилова, 17, e-mail: yakovleva.d.e@yandex.ru

В статье рассматриваются этические, духовные и традиционные ценности в отечественном культурно-образовательном пространстве. В качестве актуального для развития духовной культуры личности рассматривается аксиологический компонент и метод исследования. Целью статьи является раскрытие понятия, описание сущности, структуры и представление характеристик современного культурно-образовательного пространства. Быстро меняющийся, глобализирующий мир обуславливает преобразования современного общества, определяет новые вызовы и порождает риски во всех сферах его жизнедеятельности, а, значит, формирует новую социальную реальность. Музыкальное просвещение творит культурные феномены и являет в себе этические и духовные начала. Проведенный анализ становится основанием для утверждения того, что выявление и приумножение духовного потенциала личности является основным, приоритетным вектором культурного становления обучающихся на современном этапе.

Литература:

1. Виленский М. Я., Мещерякова Е. В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогические образование и наука. — М., 2002. — С. 8–18.

2. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — 152 с.

3. Зорилова Л. С. Музыкальное образование как ценность культуры // Вестник МГУКИ.  — 2011.  — № 3. [Электронный ресурс.] URL: http://cyberleninka. ru/article/n/muzykalnoe-obrazovanie-kak-tsennost-kultury (Дата обращения 02.02.2017 г.).

4. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1. — СПб.: Университетская книга; OOO «Алетейя», 1998. — 447 с.

5. Новые ценности образования: тезарус для учителей и школьных психологов. — М., 1995. — 110 с.

6. Сайт Всероссийского хорового общества: «Концепция сохранения и развития хоровой культуры в Российской Федерации». [Электронный ресурс.] URL: http://childrenchoir.ru/vxo/concepciya.php (Дата обращения 15.10.2014 г.).

7. Щигалева Н. В. Структура культурно-образовательного пространства. [Электронный ресурс.] Образование: исследовано в мире: междунар. науч. интернет-журнал. URL: http://www.oim.ru/reader/ (Дата обращения 20.04.2016 г.).

Статья поступила 06.02.2017 г.

В процессе музыкального просвещения человек овладевает научными знаниями, достижениями искусства, моральными нормами, профессиональным опытом и другими духовно-культурными ценностями. У молодого поколения формируется ответственное отношение к усвоению, сохранению и обогащению как национального, так и общечеловеческого культурного наследия, духовной культуры общества, его мировоззрения творческого интеллекта и целостности личности. Музыкальное просвещение, при рассмотрении его просто как процесса или учебной деятельности ценно для общества, в котором оно осуществляется, ценно для конкретного человека, который это образование получает.

Изучая музыкальную культуру в целом, систему образования в частности, следует отметить, что они всегда, во все исторические времена опирались на традиции и прогрессивные тенденции общественной жизни людей, всегда искали новые и уникальные пути своего развития. Становление отечественной музыкальной культуры определялось фундаментальными духовными основами, абсолютными общечеловеческими ценностями, которые пронизывали не только творения музыкальной культуры, но и профессиональную деятельность выдающихся композиторов, музыкантов-исполнителей. Как показывает практика, лишенная духовных основ и профессионализма любая музыкальная деятельность обречена, мы это можем увидеть воочию в массмедиа пространстве.

Понятие «культурно-образовательное пространство» может быть рассмотрено шире — не только как механизм передачи знаний и умений, но и как необходимый инструмент для формирования общекультурных ценностей в процессе обучения. Культурно-образовательное пространство является системой взаимодействия трех его субъектов — педагога, учащегося и среды между ними; из этого следует необходимость направленности на трансляцию и закрепление ценностей и педагога, и среды для функционирования региональной системы образования, культуры, сформированных в историческом развитии деятельностью поколений людей.

Для Цитирования:
Яковлева Дарья Евгеньевна., Функционирование этических, духовных, традиционных ценностей в процессе музыкального просвещения в отечественном культурно-образовательном пространстве. Вопросы культурологии. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: