Современные кризисные тенденции обусловлены снижением спроса на кондитерскую продукцию в связи с неплатежеспособностью населения, падением уровня жизни и безработицей, при этом производители МКИ разработали стратегии выживания в условиях кризиса, которые включают в себя следующие векторы развития:
• снижение себестоимости изделий за счет сокращения издержек производства, применения более дешевого сырья (например, пальмового масла);
• уменьшение веса изделия и размера упаковок (производители стараются скрыть данный факт, используя мелкий шрифт, проведением акций на товары);
• появление новых товаров на рынке (мини-батончики, мини-кексы, шоколад мини-формата);
• производители МКИ стали чаще позиционировать данные изделия в подарочных упаковках, так как люди стали позволять себе покупать данную продукцию ближе к праздникам и в качестве подарков.
Главное — это стоимость, которая является ключевым фактором при решении о покупке товара. Вторым по значимости фактором при решении о покупке является вкус как важнейший показатель для всех кондитерских изделий, а также данный показатель играет немаловажную роль для основных потребителей мучных кондитерских изделий — женщин и детей. Совместно со вкусовыми характеристиками определяется аромат кондитерских изделий.
В настоящее время структура питания населения России не отвечает принципам здорового и сбалансированного питания. Несбалансированность пищевой ценности мучных изделий объясняется высоким содержанием жиров, углеводов и достаточно низким содержанием белка, витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон.
На сегодняшний день в России потребление сахара и кондитерских изделий составляет 21 кг в год при рекомендации ВОЗ 15,8 кг в год [1].
На производство кексов в 2019 году приходилось 7% наиболее популярных кондитерских изделий, что говорит о высокой популярности данного вида продукции среди покупателей. Высокая популярность кексов у потребителей связана с высокой калорийностью, хорошей усвояемостью, привлекательным внешним видом, а также с отменными вкусовыми характеристиками при соблюдении технологии производства [2].