История возникновения базовых кафедр тесно связана с изменениями в образовательной системе и потребностях рынка труда. Идея учреждения базовых кафедр появилась в начале 90-х годов XX века, когда вузы столкнулись с необходимостью обновления образовательных программ в связи с развитием компьютерных технологий, информатизацией и глобализацией экономики. Вузы осознавали, что для подготовки специалистов, способных эффективно работать в новых условиях, необходимо внедрить инновационные формы обучения, которые бы сочетались с практическими навыками.
Согласно статье 27 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, образовательные организации обладают правом формировать свою структуру, если это не противоречит федеральным законам. Образовательная организация может включать в свою структуру различные подразделения, такие как кафедры, которые занимаются реализацией образовательных программ, учитывая уровень, вид, направление обучения, форму обучения и режим проживания студентов. Итак, Федеральный закон № 273-ФЗ допускает организацию практической подготовки студентов на базовых кафедрах, созданных (или создающихся) образовательными учреждениями высшего образования на базе других организаций, чья деятельность соответствует профилю образовательной программы. [1]
В современный период от выпускников вузов требуется высокий уровень подготовки. Формируемая у них профессиональная компетенция включает не только знания и умения, приобретенные во время учебы, но также способность оперативно реагировать на изменения на рабочем месте. [2]
Студентам необходимо научиться адаптироваться к происходящим изменениям, это подразумевает регулярное обучение новым технологиям, методам работы и тенденциям в профессиональной сфере, что позволяет им оставаться востребованными специалистами и эффективно справляться с возникающими задачами. Однако практика показывает, что полученные в вузе знания и навыки зачастую оказываются бесполезными или даже вредоносными, поскольку студенты применяют их без понимания контекста и особенностей конкретной ситуации. Молодые профессионалы часто используют свои знания и навыки без должного понимания их смысла, что приводит к ошибкам и неудачам. Только после периода адаптации, когда выпускник вуза начинает проявлять стабильность в выполнении своих обязанностей, он превращается в полноценного профессионального работника, который способен выполнять задачи, поставленные перед ним на рабочем месте. Подобные случаи демонстрируют важность адаптации, которая занимает определенное время и позволяет выпускнику высшего образовательного института достичь мастерства и стабильности в профессиональной среде. Эти примеры показывают, что для того, чтобы стать успешным профессиональным человеком, необходим определенный период привыкания, в течение которого молодой специалист учится воспринимать свои обязанности и задачи, чтобы впоследствии быть эффективным профессионалом.