По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.013.2

Функциональная значимость базовых кафедр в высшем образовании (опыт работы и перспективы)

Д.Ф. Губаев Казанский государственный энергетический университет
О.Г. Губаева Казанский государственный энергетический университет
А.М. Гатауллин Казанский государственный энергетический университет

Целью создания базовых кафедр явилось обеспечение студентов практическим опытом и знаниями, необходимыми для успешной работы в конкретной профессиональной сфере. Это достигается благодаря тому, что обучение проходит непосредственно на предприятии, где студенты знакомятся с реальными условиями работы и технологиями. Опыт показал, что такие кафедры выполняют ряд значимых функций в университетах, ориентированных на улучшение качества образовательного процесса и укрепление связей между академическими учреждениями и промышленными структурами. В связи с этим ожидается увеличение количества промышленных партнеров, заинтересованных в установлении долгосрочных отношений с высшими учебными заведениями для обеспечения кадрового резерва. Такое сотрудничество открывает дополнительные возможности для трудоустройства выпускников и их непосредственной интеграции в производственные процессы.

Литература:

1. Консультант плюс [Электронный ресурс]. — URL: https://login.consultant.ru/ link/?req=do c&base=LAW&n=491408&dst=100365&fie ld=134&date=07.01.

2. Попова Е.М., Зайцева И.Г. Роль базовой кафедры вуза в усилении практической направленности обучения // Управление качеством в современном вузе: труды X Международной научно-методической конференции. — СПб., 2012.

3. Заварзин В.И., Гоев А.И. Интеграция образования, науки и производства // Российское предпринимательство. — 2011. — № 4.

4. Миляева Е. Бакалавр по карману [Электронный ресурс]. — URL: http://national.invur.ru.

5. Рылько Е. В создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес [Электронный ресурс]. — URL: http://faito.ru.

6. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.) [Электронный ресурс]. — URL: http://garant.ru.

7. Жуков А.Г. Базовая кафедра: организация, функционирование и нормативноправовые основы деятельности // Педагогика и просвещение. — 2018. — № 4.

8. Радионов А.А., Рулевский А.Д. Условия эффективности деятельности базовых кафедр вузов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». — 2016. — Т. 8. — № 1.

9. Базовая кафедра как инструмент качественной подготовки выпускников в вузах [Электронный ресурс]. — URL: https://www. business-gazeta.ru/article/339454.

10. Лихачева П. Базовые кафедры компаний в вузах: что это и чем они вам помогут [Электронный ресурс]. — URL: https://postupi. online/journal/faq/bazovie-kafedrikompaniy-v-vuzah-chto-eto-i-chem-oni-vam-pomogut.

11. Жуков Г.Н. Профессионально-педагогическое образование в регионе: опыт и перспективы // Актуальные вопросы профессионально-педагогического образования. — № 3. — Уфа: Аэтерна, 2017.

История возникновения базовых кафедр тесно связана с изменениями в образовательной системе и потребностях рынка труда. Идея учреждения базовых кафедр появилась в начале 90-х годов XX века, когда вузы столкнулись с необходимостью обновления образовательных программ в связи с развитием компьютерных технологий, информатизацией и глобализацией экономики. Вузы осознавали, что для подготовки специалистов, способных эффективно работать в новых условиях, необходимо внедрить инновационные формы обучения, которые бы сочетались с практическими навыками.

Согласно статье 27 Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, образовательные организации обладают правом формировать свою структуру, если это не противоречит федеральным законам. Образовательная организация может включать в свою структуру различные подразделения, такие как кафедры, которые занимаются реализацией образовательных программ, учитывая уровень, вид, направление обучения, форму обучения и режим проживания студентов. Итак, Федеральный закон № 273-ФЗ допускает организацию практической подготовки студентов на базовых кафедрах, созданных (или создающихся) образовательными учреждениями высшего образования на базе других организаций, чья деятельность соответствует профилю образовательной программы. [1]

В современный период от выпускников вузов требуется высокий уровень подготовки. Формируемая у них профессиональная компетенция включает не только знания и умения, приобретенные во время учебы, но также способность оперативно реагировать на изменения на рабочем месте. [2]

Студентам необходимо научиться адаптироваться к происходящим изменениям, это подразумевает регулярное обучение новым технологиям, методам работы и тенденциям в профессиональной сфере, что позволяет им оставаться востребованными специалистами и эффективно справляться с возникающими задачами. Однако практика показывает, что полученные в вузе знания и навыки зачастую оказываются бесполезными или даже вредоносными, поскольку студенты применяют их без понимания контекста и особенностей конкретной ситуации. Молодые профессионалы часто используют свои знания и навыки без должного понимания их смысла, что приводит к ошибкам и неудачам. Только после периода адаптации, когда выпускник вуза начинает проявлять стабильность в выполнении своих обязанностей, он превращается в полноценного профессионального работника, который способен выполнять задачи, поставленные перед ним на рабочем месте. Подобные случаи демонстрируют важность адаптации, которая занимает определенное время и позволяет выпускнику высшего образовательного института достичь мастерства и стабильности в профессиональной среде. Эти примеры показывают, что для того, чтобы стать успешным профессиональным человеком, необходим определенный период привыкания, в течение которого молодой специалист учится воспринимать свои обязанности и задачи, чтобы впоследствии быть эффективным профессионалом.

Для Цитирования:
Д.Ф. Губаев, О.Г. Губаева, А.М. Гатауллин, Функциональная значимость базовых кафедр в высшем образовании (опыт работы и перспективы). Юрист ВУЗа. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: