Имея одну область исследования — человека, — философия образования и педагогика различаются предметом исследования. Философия образования рассматривает человека во всех его внутренних и внешних связях и взаимодействиях в общем процессе развития мировой культуры и цивилизации. Отсюда и иной масштаб объективных требований к пониманию цели и задач образования, содержанию педагогических методик, роли учителя.
Мировой системный кризис не мог не коснуться и российских реалий. Бесконечная модернизация образования вызвала необходимость формулирования в 2000 году, на стыке эпох, Доктрины российского образования, которая заставила наших ученых, и в первую очередь философов, наконец осознать те противоречия, которые терзают и разрывают изнутри наше образование [1]. Сегодня смысл образования в российском обществе низведен до ранга выполнения им всего лишь «образовательных услуг», что не дает ему нормально выполнять даже прагматические задачи по передаче молодому поколению существующих знаний, умений и навыков. В этом контексте философия образования возвращает образованию первоначальный смысл по воспроизведению человека и личности.
Ключевая фигура в образовании — учитель-педагог. Эта профессия была рождена на заре цивилизаций вместе с осознанием в обществе необходимости и высшем авторитете знаний, на основе которых строится вся жизнь в социуме. То есть фигура учителя была ключевой не только в особой области социальной деятельности, но и во всей духовной жизни общества. Таким образом, значение этой деятельности изначально определялось понятием «миссия» (лат. missio — «ответственное задание, роль, поручение»), а образование — как просвещение, просветление темного ума, возделывание и обработка темной человеческой природы, почвы (лат. humus), то есть как культура (санскр. «поклонение свету»).
Учитель был держателем самых важных знаний о мире, о человеке, поэтому имел право «учить жизни», владел педагогическими приемами воздействия на личность ученика с целью ее совершенствования. На этой важнейшей духовной роли учителя держался его непререкаемый авторитет среди людей, длясь в веках путем преемственности его ценностных установок.