По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.017

Функции педагога в современном образовании (философское обобщение как основа активизации педагогической позиции учителя)

Панченко Ольга Григорьевна профессор кафедры педагогики и психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», кандидат философских наук Россия, 125212, Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а, e-mail: pan.45@mail.ru
Бирич Инна Алексеевна профессор кафедры философии и социальных наук ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», доктор философских наук, профессор Россия, 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, корп. 1, e-mail: ebirich@yandex.ru

В статье показано, что сегодня в философии, социологии, культурологии отмечается особая ситуация, признаками которой являются, с одной стороны, мировоззренческий плюрализм и потеря ценностного взгляда на мировую историю и жизнь человека, а с другой — конец «прагматизма» Нового времени с человеком-деятелем в его центре. Авторы доказывают, что в будущем будет востребован совершенно другой тип человека — цельный, компетентный по критериям профессионализма и нравственности, и если такой человек не сформируется, то само существование человечества может прекратиться. Вот почему в 1990-е годы ЮНЕСКО проводит серию конференций на темы «Образование спасет мир», «Образование взрослых — ключ для ХХI столетия» и др.

Литература:

1. Бессонов Б.Н., Бирич И.А. Философия образования и гуманизация общества. — М.: МГПУ, 2013. — 196 с.

2. Бирич И.А., Панченко О.Г. В поисках новой методологии отечественного образования: история, современность, прогнозы: Монография. — М.-Екатеринбург: Урализдат, 2010. — 256 с.

3. Панченко О.Г., Бирич И.А. Развитие педагогической мысли в России: Философия образования и воспитания. (По страницам Антологии гуманной педагогики). — М.: АПКиППРО, 2003. — 153 с.

Имея одну область исследования — человека, — философия образования и педагогика различаются предметом исследования. Философия образования рассматривает человека во всех его внутренних и внешних связях и взаимодействиях в общем процессе развития мировой культуры и цивилизации. Отсюда и иной масштаб объективных требований к пониманию цели и задач образования, содержанию педагогических методик, роли учителя.

Мировой системный кризис не мог не коснуться и российских реалий. Бесконечная модернизация образования вызвала необходимость формулирования в 2000 году, на стыке эпох, Доктрины российского образования, которая заставила наших ученых, и в первую очередь философов, наконец осознать те противоречия, которые терзают и разрывают изнутри наше образование [1]. Сегодня смысл образования в российском обществе низведен до ранга выполнения им всего лишь «образовательных услуг», что не дает ему нормально выполнять даже прагматические задачи по передаче молодому поколению существующих знаний, умений и навыков. В этом контексте философия образования возвращает образованию первоначальный смысл по воспроизведению человека и личности.

Ключевая фигура в образовании — учитель-педагог. Эта профессия была рождена на заре цивилизаций вместе с осознанием в обществе необходимости и высшем авторитете знаний, на основе которых строится вся жизнь в социуме. То есть фигура учителя была ключевой не только в особой области социальной деятельности, но и во всей духовной жизни общества. Таким образом, значение этой деятельности изначально определялось понятием «миссия» (лат. missio — «ответственное задание, роль, поручение»), а образование — как просвещение, просветление темного ума, возделывание и обработка темной человеческой природы, почвы (лат. humus), то есть как культура (санскр. «поклонение свету»).

Учитель был держателем самых важных знаний о мире, о человеке, поэтому имел право «учить жизни», владел педагогическими приемами воздействия на личность ученика с целью ее совершенствования. На этой важнейшей духовной роли учителя держался его непререкаемый авторитет среди людей, длясь в веках путем преемственности его ценностных установок.

Для Цитирования:
Панченко Ольга Григорьевна, Бирич Инна Алексеевна, Функции педагога в современном образовании (философское обобщение как основа активизации педагогической позиции учителя). Ученый совет. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: