По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-05-2009-04

Функции медицинских сестер глазами пациентов, прошедших лечение в отделениях стационара

Н. Г. Бурлова кандидат медицинских наук, ассистент кафедры сестринского дела, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, Самарская область, г. Самара, ул. Чапаевская, д. 89, е-mail: n.burlova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3042-4464

Цель исследования состояла в изучение соответствия оказываемой сестринской помощи имеющимся потребностям пациента. В результате исследований установлено, что, по мнению пациентов, функции медицинской сестры в большей степени заключаются в оказании помощи врачу с условием соблюдения норм этики и деонтологии. Медицинская сестра как субъект лечебного процесса с возможностью реализовывать компетенцию по обучению навыкам самоухода и ухода, определения потребности пациента в манипуляциях сестринского ухода, проведения мероприятий по сохранению и укреплению здоровья определяется как «значимая» только частью пациентов, принявших участие в исследовании. Выявлены различия между ожиданиями пациентов в зависимости от профиля отделения, в котором они находились на лечении, уровня их образования, социального статуса, степени самообслуживания. Необходимо дальнейшее изучение мнения пациентов о профессиональных функциях медицинской сестры и организации мероприятий по развитию профессиональной деятельностью медицинской сестры, связанной с профилактикой и обучением пациентов.

Литература:

1. Кобякова О. С. Удовлетворенность медицинской помощью: как измерить и сравнить? / О. С. Кобякова, И. А. Деев, Д. С. Тюфилин, Е. С. Куликов, Н. А. Табакаев, О. О. Воробьева. Социальные аспекты здоровья населения. 2016; 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-meditsinskoy-pomoschyu-kak-izmerit-i-sravnit (дата обращения: 21.06.2020).

2. Короткова А. В. Методологические подходы к оценке результатов деятельности системы здравоохранения в целом и поставщиков услуг / А. В. Короткова, И. М. Сон, С. А. Леонов. Социальные аспекты здоровья населения. 2008. № 3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-otsenke-rezultatov-deyatelnosti-sistemy-zdravoohraneniya-v-tselom-i-postavschikov-uslug (дата обращения: 21.06.2020).

3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: base.garant.ru/71848440/ (дата обращения: 21.06.2020).

1. Kobyakova О. Satisfaction with medical care: how to measure and compare? / О. S. Kobyakova, I. A. Deyev, D. S. Tyufilin, E. S. Kulikov, N. A. Tabakayev, O. O. Vorobyova. Social aspects of public health. 2016; 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/udovletvorennost-meditsinskoy-pomoschyu-kak-izmerit-i-sravnit (accessed: 06/21/2020) (In Russ.).

2. Korotkova A. V. Methodological approaches to assessing the performance of the health system as a whole and service providers / A. V. Korotkova, I. M. Son, C. A. Leonov. Social aspects of public health. 2008; 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-otsenke-rezultatov-deyatelnosti-sistemy-zdravoohraneniya-v-tselom-i-postavschikov-uslug (accessed: 06/21/2020) (In Russ.).

3. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1640 «On approval of the state program of the Russian Federation» Development of healthcare (with amendments and additions). Available at: base.garant.ru/71848440/ Link active on 06/21/2020 (In Russ.).

Одним из целевых значений в государственной программе «Развитие здравоохранения» на период с 2018 по 2025 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640, определено повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи до 54 % [3]. Качество медицинской помощи (quality of medical care) — это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие оказанной медицинской помощи имеющимся потребностям пациента (населения), его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологии [2]. Таким образом, центром активности организаторов системы здравоохранения, в том числе специалистов сестринского дела, является пациент с его потребностями и ожиданиями в оказании медицинской помощи. Поэтому все активнее в практическое здравоохранение внедряется понятие пациенто-ориентированного подхода в организации медицинской помощи, в первую очередь это связано с тем, что удовлетворенность пациентов оказанием медицинских услуг является важным индикатором доступности, организации и качества медицинской помощи [1].

Цель исследования — изучение соответствия оказываемой сестринской помощи имеющимся потребностям пациента.

Предметом нашего исследования было изучение ожиданий, потребностей и оценка пациентами оказанной сестринской помощи.

Объектами исследования являлись пациенты, прошедшие курс лечения в отделениях терапевтического и хирургического профиля больницы, в количестве 120 человек. Данное количество является достаточным, с 90 % достоверности.

Для проведения исследования были применены методы социологический (анкетирование), аналитический.

В ходе исследования решались следующие задачи:

• изучить и проанализировать представления пациентов о сестринской помощи;

• выявить различия между ожиданиями пациентов в зависимости от профиля отделения, в котором они находились на лечении, уровня их образования, социального статуса, степени самообслуживания;

• сопоставить ожидания пациентов с оказываемой сестринской помощью.

Для Цитирования:
Н. Г. Бурлова, Функции медицинских сестер глазами пациентов, прошедших лечение в отделениях стационара. Медсестра. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: