По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 657.37; 08.00.10

Функции интегрированной отчетности в организациях государственного сектора экономики

Малиновская Наталья Владимировна д-р экон. наук, доцент, профессор Департамента учета, анализа и аудита, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ» Россия, 125993, Москва, Ленинградский просп., д. 49, ORCID 0000–0001–8153–2233, e-mail: nvmali@mail.ru

Статья посвящена анализу функций интегрированной отчетности в организациях государственного сектора. Концепция интегрированной отчетности востребована в мировой практике и достаточно широко применяется: свыше 1600 организаций в 65 странах используют ее. В организациях государственного сектора интегрированная отчетность позволяет ликвидировать разрыв в уровне информационной прозрачности и подотчетности, расширяет функции публичной отчетности.

Литература:

1. Боронина, Э.С. Опыт подготовки интегрированного отчета организацией российской системы высшего образования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2018. — № 18 (450). — С. 24–42.

2. Брутян, М.М., Вахромеева, М.П., Ворожейкина, Т.М. и др. Проблемы современной экономики: монография. — Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2016. — С. 43–70.

3. Булыга, Р.П. Концепция формирования публичной отчетности вузов // Вестник Финансового университета. — 2015. — № 6. — С. 156–170.

4. Вахрушина, М.А., Князюк, Н.Д. Концепция комплексной публичной отчетности вузов // Международный бухгалтерский учет. — 2019. — Т. 22, № 6. — С. 604–617.

5. Демчук, О.Н. Нефинансовая отчетность как средство коммуникации для государственных и муниципальных организаций // Корпоративная экономика. — 2016. — № 4 (8). — С. 70–75.

6. Домбровская, Е.Н. Состояние и перспективы развития нефинансовой отчетности в России (по материалам крупнейших государственных компаний) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. — 2015. — № 5. — С. 138–146.

7. Малиновская, Н.В. Концепция составления интегрированной отчетности в организациях государственного сектора // Международный бухгалтерский учет. — 2017. — Т. 20, вып. 11. — С. 644–658.

8. Малиновская, Н.В. Направления реформирования отчетности организаций государственного сектора // Бухучет в здравоохранении. — 2016. — № 3. — С. 8–18.

9. Integrated thinking and reporting. Focusing on value creation in the public sector. An introduction for leaders [Электронный ресурс]. — URL: https://integratedreporting. org/wp-content/uploads/2016/09/Focusing-on-value-creation-in-the-public-sector-_ vFINAL.pdf. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 02.09.2019).

10. Realizing the benefits: The impact of Integrated Reporting [Электронный ресурс]. — URL: http://www.blacksunplc.com/corporate/pdf/2014/black-sun-realizing-the-benefits.pdf. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 02.09.2019).

11. The international Integrated Reporting framework [Электронный ресурс]. — URL: https://integratedreporting.org/wp-content/uploads/2015/03/13-12-08-THE-INTERNATIONAL-IR-FRAMEWORK-2-1.pdf. — Режим доступа: свободный (дата обращения: 02.09.2019).

1. Boronina E.S. Experience of preparation of the integrated report by the organization of the Russian system of higher education // Accounting in budgetary and non-profit organizations. 2018. — № 18 (450). Pp. 24–42.

2. Brutyan M.M., vakhromeeva M.P., vorozheikina T.M. and others. Problems of modern economy: monograph. Novosibirsk: Publishing house CRNS. 2016. Pp. 43–70.

3. Bulyga R. p. the Concept of formation of public reporting of Universities // Bulletin of the Financial University. 2015. — № 6. Pp. 156–170.

4. Bahrushina M.A., Knyazyuk N.D. The concept of integrated public reporting of universities // international accounting. 2019. — T. 22. — № 6. Pp. 604–617.

5. Demchuk O.N. non-Financial reporting as a means of communication for state and municipal organizations // Corporate Economics. 2016. — № 4 (8). Pp. 70–75.

6. Dombrovskaya E.N. State and prospects of development of non-financial reporting in Russia (based on the materials of the largest state companies) // Bulletin of the Adygea state University. Series 5: Economics. 2015. — № 5. Pp. 138–146.

7. Malinovskaya N.V. Concept of integrated reporting in public sector organizations // international accounting. 2017. — Vol. 20, issue 11. Pp. 644–658.

8. Malinovskaya N.V. Directions of reforming the reporting of public sector organizations // accounting in health care. 2016. — № 3. — Pp. 8–18.

9. Integrated thinking and reporting. Focusing on value creation in the public sector. An introduction for leaders // (Electronic resource). Access mode: https://integratedreporting.org/wp-content/uploads/2016/09/Focusing-on-value-creation-in-the-public-sector-_vFINAL.pdf // free (accessed 02.09.2019).

10. Realizing the benefits: The impact of Integrated Reporting // (Electronic resource). Access mode: http://www.blacksunplc.com/corporate/pdf/2014/black-sun-realizing-the-benefits.pdf // free (date accessed: 02.09.2019).

11. The international Integrated Reporting < IR> framework // (Electronic resource). Access mode: https://integratedreporting.org/wp-content/uploads/2015/03/13-12-08-THE-INTERNATIONAL-IR-FRAMEWORK-2-1.pdf // free (accessed 02.09.2019).

Около трети мирового валового внутреннего продукта (ВВП) приходится на государственный сектор. Государственные средства инвестируются в обеспечение эффективной инфраструктуры, создание хороших возможностей в области образования и надежного здравоохранения. Во многом именно благодаря этим инвестициям создаются условия для создания богатства и подготавливается путь к успеху нынешнего и будущих поколений.

Однако, как известно, организации государственного сектора с позиций экономической теории и бухгалтерского учета определяются по-разному, несмотря на то что экономическая теория является методологической основой бухгалтерского учета. В экономической теории к организациям государственного сектора относят коммерческие и некоммерческие экономические субъекты, функционирующие под прямым контролем государства, а именно:

— коммерческие: государственные (муниципальные) унитарные предприятия, а также полностью или частично находящиеся в государственной (муниципальной) собственности другие коммерческие организации;

— некоммерческие: государственные корпорации, государственные (муниципальные) учреждения.

Некоторые ученые дополнительно к указанным выше экономическим субъектам включают в состав государственного сектора органы государственного управления [2].

Для целей бухгалтерского учета используется понятие, закрепленное в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», где к организациям государственного сектора отнесены следующие субъекты: государственные (муниципальные) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

В различных организациях государственного сектора применяются разные подходы к ведению бухгалтерского учета и составлению публичной отчетности: учет и отчетность в коммерческих организациях, учет и отчетность в бюджетных и автономных учреждениях, казначейский учет и отчетность. Однако, несмотря на различие в подходах к ведению бухгалтерского учета и составлению публичной отчетности в организациях государственного сектора, проблема повышения прозрачности и подотчетности их деятельности, устранения информационной асимметрии актуальна для всех. Существующие требования к публичной отчетности не позволяют оценить на ее основе, насколько хорошо правительство или организации государственного сектора способны решать стоящие перед ними задачи, выполнять обязательства в отношении предоставления услуг и поддержки сообществ. Внедрение концепции интегрированной отчетности открывает возможности для решения этой проблемы. В этой связи в статье исследуется содержание такой сущностной характеристики, как функции интегрированной отчетности в организациях государственного сектора экономики.

Для Цитирования:
Малиновская Наталья Владимировна, Функции интегрированной отчетности в организациях государственного сектора экономики. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: