Фторхинолоны, обладающие широким спектром антибактериальной активности, уникальным механизмом действия и благоприятными фармакокинетическими свойствами, нашли широкое применение для профилактики и лечения инфекций различной этиологии и локализации у госпитализированных и амбулаторных пациентов. У хирургических больных они являются единственной группой антимикробных средств, которая может сравниться по значению в терапии инфекций с бета-лактамными антибиотиками [1]. Удовлетворяя практически всем критериям, предъявляемым к препаратам для лечения инфекций мочевыводящих путей (ИМП), фторхинолоны относятся к наиболее часто назначаемым антибактериальным препаратам (АБП) в урологии [3].
К достоинствам фторхинолонов, наряду с их терапевтической эффективностью, всегда относили хорошую переносимость и благоприятный профиль безопасности [8, 31], поэтому размещение в мае 2016 г. на сайте FDA новых данных о развитии «синдрома инвалидизации, ассоциирующегося с применением фторхинолонов» («Fluoroquinolone-Associated Disability» – FQAD) и рекомендации об ограничении применения препаратов этой группы при острых синуситах, обострениях бронхита у больных с хронической обструктивной болезнью легких (ХОБЛ) и при неосложненных инфекциях мочевыводящих путей, для лечения которых существуют альтернативные опции [11], вызвало большое беспокойство медицинской общественности.
Несмотря на благоприятный профиль безопасности, фторхинолоны, как и любые другие лекарственные средства, в очень редких случаях способны вызывать серьезные нежелательные реакции (НР), в том числе послужившие основанием для принятия ряда регуляторных решений вплоть до отзыва некоторых препаратов этой группы с фармацевтического рынка (табл. 1). В связи с более высоким риском развития определенных НР при использовании отдельных препаратов фторхинолонов по сравнению с другими в ряде стран, например в США, также не применяют спарфлоксацин (повышенный риск развития «пируэтных» аритмий и высокая фототоксичность), ломефлоксацин (фототоксичность) и гатифлоксацин (тяжелые дисгликемии) [20, 29], а среди пяти оставшихся на рынке страны фторхинолонов широкое применение имеют лишь два препарата с наиболее благоприятным соотношением польза/риск – ципрофлоксацин и левофлоксацин, причем назначения последнего растут одновременно со значительным снижением назначений другого «респираторного» фторхинолона – моксифлоксацина (рис. 1).