— «Дом Метенкова» располагается в особняке ХIХ века, где жил и работал местный фотограф. Почему вы решили создать резиденцию в таком традиционном музее?
— До недавнего времени он действительно был очень классическим провинциальным домом-музеем, немножко застоявшимся. Чуть больше года назад сюда пришла новая команда, в которой почти все художники: Настя Богомолова и Сережа Потеряев — фотографы, я занимаюсь скульптурными инсталляциями, Саша Салтанова — современный художник. В тот момент музей уже начали немножко забывать, он исчезал с культурного ландшафта города, не заявлял о себе, посещаемость была низкой. Мы хотели, чтобы здесь немножко что-то забурлило, пошел культурный обмен.
Нам хотелось напомнить зрителю, что фотография не закончилась с ее изобретением. При этом мы не хотели привозить готовые кураторские проекты, хотя они прекрасны и их много. Мы стремились к живому диалогу: чтобы музей не демонстрировал готовый продукт, а показывал, как искусство фотографии создается и живет здесь и сейчас. Не запакованные работы, а работы о городе, создаваемые людьми, которые приехали сюда и исследуют его посредством фотографии. Резиденция — отличный инструмент, позволяющий наладить такой диалог.
— Как вы определяли, какие художники достойны быть представленными в резиденции, а потом — в музее? В эпоху, когда снимает каждый первый, это, наверное, непросто.
— Безусловно, снимают все. Но даже если бы все рисовали, было бы понятно, кто настоящий художник. Дело не в инструменте. Резидентов мы отбирали при помощи открытого конкурса. Они заполняли стандартную анкету, где надо было рассказать о себе, приложить портфолио и описание проекта для резиденции. Решив отобрать шестерых, мы опирались на то, что художник делал прежде: работы, выставки, выставочные планы. По портфолио можно отследить качество работ и быть более-менее уверенными в том, что получишь на выходе. Например, Елена Аносова стала в этом году финалистом World Press Photo, заняла второе место. Так что в ее уровне сомневаться не приходится. Среди резидентов есть и совсем молодые фотохудожники, в том числе Алина Десятниченко из Краснодара. Она художник-документалист, много публиковалась в «Афише» и «Русском репортере». Но для нас она делает не репортажный, а арт-проект. Нам было важно увидеть ее подход к изучению города, и мы довольны тем, как она сработала.