Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее — Закон № 44-ФЗ) требует при осуществлении закупочной деятельности последовательно проводить политику, направленную на результат, который будет отвечать задачам эффективности функционирования всей закупочной системы, а также ее стабильности и устойчивости к внешним объективным условиям. Однако даже сложившаяся нормативно-правовая контрактная система не может противостоять субъективным обстоятельствам, как правило, зависящим от сторон госконтракта.
Так, часто риски расторжения госконтракта, сбои в его исполнении происходят из-за непонимания представителями сторон правовой природы складывающихся отношений. В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. В рамках государственного контракта одним из условий было установлено, что исполнитель обязан привлечь на определенный объем работ в качестве соисполнителя организацию из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП).
Соисполнитель из числа МСП был привлечен к работе и даже согласован с заказчиком. Однако на стадии заключения с ним договора у исполнителя возникли сомнения относительно правового положения других соисполнителей, что поставило под вопрос добросовестность участия этого субъекта МСП в работах по госконтракту. Так, рассматривая правоустанавливающие документы, было обнаружено, что соисполнитель МСП находится по одному адресу с другим соисполнителем. На этом основании был сделан вывод об аффилированности соисполнителей, что, по мнению исполнителя, могло создать дополнительные риски коррупции и в конечном счете сорвать весь госконтракт. В итоге исполнитель отказался подписывать договор с соисполнителем МСП.
Между тем по вопросу о привлечении в качестве соисполнителей госконтракта аффилированных лиц существуют нормативная база и правоприменительная практика, которые однозначно утверждают, что по общему правилу не установлено запретов на привлечение аффилированных исполнителей; никаких ограничений не было и в конкурсной документации.