По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.61:614.2

Форс-мажор и другие условия исполнения госконтракта

В.А. Лебедев канд. экон. наук, заведующий Учебно-проектной лабораторией междисциплинарного развития ИТ-компетенций, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: lebedev.var@rea.ru, ORCID: 0000-0003-2748-6234
Е.И. Лебедева канд. юрид. наук, доцент кафедры права, эксперт ИПБ России, e-mail: avpra@mail.ru, ORCID: 0000-0001-5197-1913
Е.А. Белякова канд. экон. наук, доцент базовой кафедры цифровой экономики Института развития информационного общества, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: E_Belyakova_@mail.ru, ORCID: 0000-0003-3935-0895

В статье проводится анализ действующего законодательства и правоприменительной практики, касающейся исполнения государственного контракта, форс-мажорных обстоятельств, коррупции, аффилированности исполнителей. В настоящее время особое внимание законодатель уделяет обеспечению законности, эффективности процедур контрактной системы, а также ее гибкости в условиях непредвиденных изменений. Проведен обзор оперативных мер реагирования на чрезвычайные ситуации, предложенных Федеральным законом от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»; рассмотрены практические аспекты исполнения госконтракта в условиях форс-мажора.

Литература:

1. Гаврилов А.А. Развитие конкуренции в эпоху цифровизации закупок / В сб.: Развитие конкуренции в сфере закупок в условиях цифровизации закупочной деятельности. Сборник научных докладов магистрантов кафедры управления государственными и муниципальными закупками ГАОУ ВО «Московский городской университет управления Правительства Москвы». — М., 2019. — С. 35–41 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=41892914.

2. Евраев М.Я. Практика осуществления закупок: что нового? // Госзаказ: управление, размещение, обеспечение. — 2020. — № 60. — С. 8–11 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=44651626.

3. Максимов А.М., Кочкина Ю.В., Зацаринная Е.И. Противодействие коррупции при участии организаций в госзакупках // Бухучет в здравоохранении. — 2019. — № 11. — С. 29–36 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=42328417.

4. Морозов О.А., Луппиан М.Н. Махинации с бюджетными средствами в практике госзакупок / В сб.: Стратегии развития предпринимательства в современных условиях. Сборник научных трудов IV Национальной (с международным участием) научно-практической конференции. — 2020. — С. 211–214 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=43011156.

5. Проданова Н.А. Актуальные вопросы оценки эффективности государственных и муниципальных закупок / В кн.: Цифровая экономика: тенденции и перспективы развития. Сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции: в 2 т. — 2020. — С. 253–256 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=44294092.

6. Проданова Н.А., Пашигорев М.О. Анализ и оценка эффективности государственных закупок: индикаторы и критерии // Бухучет в здравоохранении. — 2020. — № 1. — С. 49–55 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=42563459.

7. Проданова Н.А., Филатова Е.И., Кошман Е.С. Нарушения условий осуществления государственных закупок со стороны заказчика // Бухучет в здравоохранении. — 2020. — № 2. — С. 36–42 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=42668442.

8. Проданова Н.А., Зацаринная Е.И. Борьба с коррупционными правонарушениями в сфере государственных закупок // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2020. — № 3. — С. 39–45 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=42754127.

9. Черемных Е.А. Особенности заключения договора поставки в условиях распространения COVID-19 / В сб.: За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества. Сборник научных статей Всероссийской молодежной научной конференции: в 4 т. — 2020. — С. 183–187 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. — URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=43059186.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее — Закон № 44-ФЗ) требует при осуществлении закупочной деятельности последовательно проводить политику, направленную на результат, который будет отвечать задачам эффективности функционирования всей закупочной системы, а также ее стабильности и устойчивости к внешним объективным условиям. Однако даже сложившаяся нормативно-правовая контрактная система не может противостоять субъективным обстоятельствам, как правило, зависящим от сторон госконтракта.

Так, часто риски расторжения госконтракта, сбои в его исполнении происходят из-за непонимания представителями сторон правовой природы складывающихся отношений. В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию. В рамках государственного контракта одним из условий было установлено, что исполнитель обязан привлечь на определенный объем работ в качестве соисполнителя организацию из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП).

Соисполнитель из числа МСП был привлечен к работе и даже согласован с заказчиком. Однако на стадии заключения с ним договора у исполнителя возникли сомнения относительно правового положения других соисполнителей, что поставило под вопрос добросовестность участия этого субъекта МСП в работах по госконтракту. Так, рассматривая правоустанавливающие документы, было обнаружено, что соисполнитель МСП находится по одному адресу с другим соисполнителем. На этом основании был сделан вывод об аффилированности соисполнителей, что, по мнению исполнителя, могло создать дополнительные риски коррупции и в конечном счете сорвать весь госконтракт. В итоге исполнитель отказался подписывать договор с соисполнителем МСП.

Между тем по вопросу о привлечении в качестве соисполнителей госконтракта аффилированных лиц существуют нормативная база и правоприменительная практика, которые однозначно утверждают, что по общему правилу не установлено запретов на привлечение аффилированных исполнителей; никаких ограничений не было и в конкурсной документации.

Для Цитирования:
В.А. Лебедев, Е.И. Лебедева, Е.А. Белякова, Форс-мажор и другие условия исполнения госконтракта. Юрисконсульт в строительстве. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала