По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.4–056.24 DOI:10.33920/pol-01-2412-06

Формы предоставления педагогической поддержки семьям с детьми с ОВЗ

Бочарова Мария Сергеевна директор направления педагогической коррекции Детского спортивного центра для детей с ОВЗ «Отизиум», 111625, г. Москва, ул. Татьяны Макаровой, д 3; e-mail: jizn-v-lesu@yandex.ru

Статья посвящена изучению форм предоставления педагогической поддержки семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Рассматриваются основные подходы и методики, направленные на создание инклюзивной образовательной среды, способствующей интеграции таких детей в общество. Акцентируется внимание на важности индивидуализированного подхода к каждому ребенку, который включает адаптацию образовательных программ и активное вовлечение родителей в процесс обучения. Обсуждаются различные формы педагогической поддержки, такие как консультации, семинары, тренинги для родителей и создание инициативных групп

Литература:

1. Афонькина, Ю.А. Методическая работа в ДОУ / Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова // Технология комплексного психологопедагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста: методические разработки для специалистов дошкольного образования. Мурманск, 2010. 67 с.

2. Боровцова, Л.А. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста / Л.А. Боровцова, Л.Ф. Козодаева // Психологопедагогический журнал Гаудеамус. 2015. № 1 (25). С. 111–120.

3. Вагапова, Д.А. Применение кейсов в социальной работе с семьями различных типов / Д.А. Вагапова, С.Н. Испулова // Социальная политика и социальное партнерство. — 2021. — № 1. — С. 63–74.

4. Выродова, И.А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические технологии / И.А. Выродова. — М.: Карапуз, 2012. — 144 с.

5. Дети с проблемами речевого развития приходят все чаще, часть вообще не говорит это самая острая проблема (автор материала: Н. Мещерякова [Электронный ресурс]. — URL: https://kazanfirst.ru/articles/612001? ysclid=lp8ojqjje9370730907 (дата обращения 15.08.2024).

6. Испулова, С.Н. Субъекты социальнопедагогической поддержки семьи, воспитывающей ребенкаинвалида / С.Н. Испулова // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно практической конференции, ОреховоЗуево, 09–10 июня 2016 года. — ОреховоЗуево: Государственный гуманитарнотехнологический университет, 2016. — С. 177–182.

7. Комплексное сопровождение субъектов инклюзивного образовательного пространства / И.В. Гурьянова, С.Н. Испулова, Н.И. Кузьменко [и др.]. — Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2018. — 123 с.

8. Николаева, Т.В. Комплексное педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом / Т.В. Николаева // Дефектология. — 2004. — № 2. — С. 21–26.

9. Султангараева, Е.Р. Психологопедагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.Р. Султангараева // Молодежь в науке и образовании: проблемы и перспективы развития. Тезисы VI Международной научнопрактической конференции. — 2016. — С. 162–164.

10. Ткачева, В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с ограниченными возможностями здоровья / В.В. Ткачева. — М.: ИнфраМ, 2021. — 281 с.

11. Теория и практика службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями от 0 до 3 лет и их родителям / под ред. С.П. Бережная. — Кемерово: Практика, 2018. — 89 с. :

1. Afon’kina, YU.A. Metodicheskaya rabota v DOU / YU.A. Afon’kina, I. I. Usanova, O.V. Filatova // Tekhnologiya kompleksnogo psihologopedagogicheskogo i social’nogo soprovozhdeniya rebenka doshkol’nogo vozrasta: metodicheskie razrabotki dlya specialistov doshkol’nogo obrazovaniya. Murmansk, 2010. 67 s.

2. Borovcova, L.A. Profilaktika rechevyh narushenij u detej rannego vozrasta / L.A. Borovcova, L. F. Kozodaeva // Psihologo pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2015. № 1 (25). S. 111–120.

3. Vagapova, D.A. Primenenie kejsov v social’noj rabote s sem’yami razlichnyh tipov / D.A. Vagapova, S.N. Ispulova // Social’naya politika i social’noe partnerstvo. — 2021. — № 1. — S. 63–74.

4. Vyrodova, I.A. Muzyka v sisteme rannej pomoshchi: novye pedagogicheskie tekhnologii / I.A. Vyrodova. — M.: Karapuz, 2012. — 144 s.

5. Deti s problemami rechevogo razvitiya prihodyat vse chashche, chast’ voobshche ne govorit eto samaya ostraya problema (avtor materiala: N. Meshcheryakova [Elektronnyj resurs]. — URL: https://kazanfirst.ru/articles/612001? ysclid=lp8ojqjje9370730907 (data obrashcheniya 15.08.2024).

6. Ispulova, S.N. Sub»ekty social’nopedagogicheskoj podderzhki sem’i, vospityvayushchej rebenkainvalida / S.N. Ispulova // Inklyuzivnoe obrazovanie: teoriya i praktika: sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii, OrekhovoZuevo, 09–10 iyunya 2016 goda. — OrekhovoZuevo: Gosudarstvennyj gumanitarnotekhnologicheskij universitet, 2016. — S. 177–182.

7. Kompleksnoe soprovozhdenie sub»ektov inklyuzivnogo obrazovatel’nogo prostranstva / I.V. Gur’yanova, S.N. Ispulova, N. I. Kuz’menko [i dr.]. — Magnitogorsk: Magnitogorskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet im. G. I. Nosova, 2018. — 123 s.

8. Nikolaeva, T.V. Kompleksnoe pedagogicheskoe obsledovanie rebenka rannego vozrasta s narushennym sluhom / T.V. Nikolaeva // Defektologiya. — 2004. — № 2. — S. 21–26.

9. Sultangaraeva, E.R. Psihologopedagogicheskoe soprovozhdenie detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya v usloviyah doshkol’nogo obrazovatel’nogo uchrezhdeniya / E.R. Sultangaraeva // Molodezh’ v nauke i obrazovanii: problemy i perspektivy razvitiya. Tezisy VI Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii. — 2016. — S. 162–164.

10. Tkacheva, V.V. Tekhnologii psihologicheskoj pomoshchi sem’yam detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya / V.V. Tkacheva. — M.: InfraM, 2021. — 281 s.

11. Teoriya i praktika sluzhby rannej pomoshchi detyam s ogra nichennymi vozmozhnostyami ot 0 do 3 let i ih roditelyam / pod red. S.P. Berezhnaya. — Kemerovo: Praktika, 2018. — 89 s.

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, каждый двадцатый ребенок нуждается в помощи специалистов [3]. В связи с этим возникает проблема в поиске новых нетрадиционных направлений работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ, позволяющих осуществить всестороннее развитие дошкольников с патологией развития и подготовку к школьному обучению. Анализ научной литературы [1, 2, 4] показал, что одним из перспективных направлений профилактики отклонений развития у детей с ОВЗ является психологопедагогическое сопровождение.

Комплексное психологопедагогическое сопровождение семей с детьми с ОВЗ включает в себя множество аспектов, начиная от медицинской помощи и реабилитации до социальной интеграции. Раннее вмешательство предполагает осуществление комплексной работы семьи и ребенка с ОВЗ уже с самого раннего возраста. Стремление к развитию и поддержке детей с особыми образовательными потребностями требует тесного сотрудничества специалистов и родителей. Только совместными усилиями можно обеспечить детям с ОВЗ максимальные возможности для полноценной жизни и благополучного развития [2, с. 7].

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья — это комплексная методика помощи и поддержки со стороны специалистов различного профиля ребёнку и его родителям в решении специальных задач, связанных с обучением, воспитанием, развитием и социализацией [6, с. 164]. Главной целью психолога в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями является оказание ей помощи в решении трудной задачи воспитания ребенка с ОВЗ, ее социальная адаптация, а также мобилизация ее возможностей. Иными словами психолог играет роль посредника между ребенком и родителем, ребенком и его окружением.

Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями), другой — относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий).

Для Цитирования:
Бочарова Мария Сергеевна, Формы предоставления педагогической поддержки семьям с детьми с ОВЗ. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: