Соблюдение здорового образа жизни является одним из трендов национальной политики сохранения здоровья населения России. Особое значение приобретает формирование установок и мотивации к здоровому образу жизни среди молодого поколения. Исследование современных тенденций в динамике состояния здоровья молодежи на протяжении последних 15 лет, проведенное НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (Рапопорт И. К., Звездина И. В., Ильин Е. П., 2012, 2016), выявило увеличение за последние 10 лет заболеваемости в данной популяции, а также снижение уровня физического развития, изменение структуры выявленной патологии за счет роста частоты социально значимых болезней.
В этой связи приобретает практическое значение профилактическая деятельность специалистов со средним медицинским образованием, выполняющих значительную часть профилактической работы в системе здравоохранения. В частности, в условиях образовательной среды медицинского колледжа предусмотрено формирование следующих профессиональных компетенций:
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения
ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.
ПК 4.10. Владеть основами гигиенического воспитания.
В связи с этим мы провели медико-социологическое исследование с целью определения отношения студентов медицинского колледжа к различным элементам здорового образа жизни (ЗОЖ).
В исследовании приняли участие 68 студенток, средний возраст 20 ± 1,2 лет. Эмпирическую базу исследования составили результаты опроса с использованием опросника CINDI. В отношении респондентов соблюдались нормы конфиденциальности и этики.
Обзор специальной литературы по теме исследования показал, что наиболее выраженное ухудшение состояния здоровья происходит на возрастном отрезке от 7 до 19 лет, что совпадает с периодом получения общего среднего, начального и среднего профессионального образования.