Статья поступила 23.05.2025.
Статья подписана в печать 07.06.2025.
The article was received on 23.05.2025.
The article was signed for publication on 07.06.2025.
Обеспечение благополучного и безопасного детства является одним из основных национальных приоритетов России1 .
Здоровье школьников — вопрос государственной важности: по ФГОС школа должна гарантировать «охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся». Задача укрепления и здоровья детей рассматривается как важное условие их разностороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности2 .
Выделяют несколько компонентов здоровья:
• соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека;
• физическое здоровье — уровень роста и развитие органов и систем организма;
• психическое здоровье — состояние психической сферы, душевного комфорта;
• социальное здоровье — это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в семье, школе, социальной группе;
• нравственное здоровье — это система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
Основная задача школы — создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья в современных условиях важная педагогическая проблема школьного образования состоит в том, чтобы помочь учащемуся осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он сам отвечает и которое обязан поддерживать в естественно-гармоничном состоянии. Важно дать ребенку знания о его неповторимости, научить осмысливать процессы своего физического и психического развития, противостоять жизненным стрессам. Здоровье детей зависит от здоровья взрослых: никакие уроки не заменят личного примера родителей и учителей, ведущих здоровый образ жизни.