По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323+373 DOI:10.33920/pol-01-2507-05

Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса

Металиченко Эдуард Станиславович учитель физического воспитания; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 49» г. Курска; Россия, 305047 г. Курск, ул. Дейнеки, д. 36. (e-mail: metalichenko.rimma@rambler.ru; +79207022578)

В настоящей статье рассматривается актуальная проблема применения здоровьесберегающих технологий на уроках физического воспитания в сфере образования. В качестве проблемы исследования определены вопросы и проблемы формирования здоровьесберегающих условий в образовательных учреждениях среднего общего образования на различных уровнях образования. Автором статьи проанализированы позиции ведущих ученых-педагогов за почти четверть вековой период становления современного российского школьного образования. Акцентируется внимание на важной педагогической проблеме школьного образования, состоящей в необходимости осознания обучающимися здоровья как главной ценности жизни, за которое он сам отвечает и которое обязан поддерживать в естественно-гармоничном состоянии. Автор подчеркивает, что важно дать ребенку знания о его неповторимости, научить осмысливать процессы своего физического и психического развития, противостоять жизненным стрессам. В статье раскрыты сущность и современное содержание понятия здоровьесберегающие технологии, их цель в учебном процессе, виды и особенности применения в современной школе. Определено, что эффективность здоровьесберегающих технологий наиболее существенна при их коллективном и комплексном использовании в учебной организации. По итогам работы автором сделан вывод о том, что успех педагогической деятельности определяется не только профессиональными, но и личностными качествами учителя, его компетентностью в формировании здоровьесберегающих условий в процессе осуществления своей педагогической деятельности.

Литература:

1. Андросова, А. И. Физкультурная минутка как технология здоровьесбережения / А. И. Андросова // Физическая культура, спорт, наука и образование: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции, Чурапча, 10 апреля 2024 года. – Чурапча: ФГБОУ ВО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», 2024. – С. 14-16. – EDN CDCJNR.

2. Габеркорн, И. И. Здоровьесберегающие технологии как условие сохранения здоровья младших школьников / И. И. Габеркорн, В. А. Зимнякова // Актуальные проблемы регионов России: история и современность: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Евпатория, 22 мая 2024 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2024. – С. 87-89. – EDN JJUZCC.

3. Гудзь, А. М. Здоровьесбережение как мотивационный компонент самоорганизованности обучающихся / А. М. Гудзь, В. П. Скорохватов // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2022. – № 1. – С. 10-14. – DOI 10.17513/ srps.2412. – EDN XZOUWL.

4. Жеребцова, Е. А. Физкультурно-оздоровительный комплекс «Готов к труду и обороне» как технология здоровьесбережения, объединяющая поколения людей / Е. А. Жеребцова // Молодой исследователь: от идеи к проекту: Материалы VI студенческой научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 26–29 апреля 2022 года / Отв. редактор Д.А. Михеева. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2022. – С. 146-148. – EDN DHGANV.

5. Здоровьесбережение как инновационный аспект современного образования: Сборник материалов IV Международной научно-практической интернет-конференции, Санкт-Петербург, 25 апреля 2023 года / Сост. С.А. Медведева. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Поволжская научная корпорация», 2023. – 566 с. – ISBN 978-5-605-03843-6. – EDN PDVHRW.

6. Использование технологий здоровьесбережения в современной школе / О. Г. Кошевая, В. И. Куриленко, Л. В. Скокова, Г. А. Лихачева // Современные тенденции развития науки и производства: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Кемерово, 29 апреля 2022 года. – Кемерово: Общество с ограниченной ответственностью «Западно-Сибирский научный центр», 2022. – С. 34-35. – EDN NDOLAY.

7. Карпов, Р. В. Внедрение технологий здоровьесбережения в учебный процесс элективной дисциплины «Физическая культура и спорт» / Р. В. Карпов, А. Б. Хабибуллин // Вопросы педагогики. – 2022. – № 2-2. – С. 71-74. – EDN MCVOIB.

8. Купцова, С. А. Технологии здоровьесбережения как основа профилактики нарушений здоровья обучающихся и поддержания здоровьесберегающей среды в образовательных организациях / С. А. Купцова // Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в вузе: Сборник материалов IX Всероссийской научно-методической конференции, Петергоф, 26 мая 2023 года / Ред. Т.В. Рябова, О.А. Кунникова. – Санкт-Петербург Петергоф: Военный институт железнодорожных войск и военных сообщений Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, 2023. – С. 246-249. – EDN SVPUZN.

9. Лихачева, Г. Т. Актуальные проблемы внедрения современных технологий здоровьесбережения в образовательные процессы / Г. Т. Лихачева, Г. А. Кашапова // Современные технологии здоровьесбережения и актуальные стратегии реализации физкультурно-спортивной деятельности в региональных аспектах: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 15 мая 2024 года. – Брянск: Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, 2024. – С. 157-159. – EDN KQSYIZ.

10. Любаева, Е. Б. Проект «здоровьесбережение в образовании, опыт применения технологий» / Е. Б. Любаева // Здоровьесбережение и здоровьесозидание в современном образовательном пространстве: Сборник статей и методических материалов по итогам всероссийского научно-практического семинара, Санкт-Петербург, 02 марта 2024 года. – Санкт-Петербург: Наукоемкие технологии, 2024. – С. 45-49. – EDN SWLBIV.

11. Научные основы создания и реализации современных технологий здоровьесбережения: материалы X международной научно-практической конференции, посвящённой 300-летию РАН, Ростов-на-Дону, 01 декабря 2023 года. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «СФЕРА», 2023. – 377 с. – ISBN 978-5-00186-160-7. – EDN POGVPY.

12. Петров, О.В. Здоровьесберегающая деятельность в школе // Воспитание школьников. – 2005. - №2. – с. 19-22.

13. Померанцев, А. В. Современные технологии здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности в педагогическом процессе / А. В. Померанцев // Современные технологии здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности в педагогическом процессе: материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 24 ноября 2022 года. – Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2022. – С. 336-339. – EDN MTFNUX.

14. Розенфельд, А. С. Физическая культура и спорт в системе общекультурных ценностей / А. С. Розенфельд, К. А. Рямова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2024. – № 3(105). – С. 130-141. – DOI 10.21510/1817-32922024-105-3-130-141. – EDN FZVNVL.

15. Смирнов, Н. К. Актуальные проблемы здоровьесберегающего образования // Сибирский педагогический журнал. 2012. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-zdoroviesberegayuschego-obrazovaniya (дата обращения: 23.04.2025).

16. Сонькин В.В. Количественная оценка умственной работоспособности // Новые исследования. -2004. – № 1-2. – С.359.

17. Ступин, А. В. Современные технологии здоровьесбережения и реализация физкультурно-спортивной деятельности / А. В. Ступин, Д. Д. Лыков, Е. Р. Бородина // Современные технологии здоровьесбережения и актуальные стратегии реализации физкультурно-спортивной деятельности в региональных аспектах: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Брянск, 15 мая 2024 года. – Брянск: Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского, 2024. – С. 275-279. – EDN KSKMYT.

18. Тагиров, З. Т. Игровые технологии и здоровьесбережение в учебном процессе / З. Т. Тагиров, Э. Т. Шабанова // Актуальные проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательной среде: Сборник материалов V Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 07–08 апреля 2022 года. – Ростов-на-Дону: АкадемЛит (Издатель ИП КовтунС.А.), 2022. – С. 95-97. – EDN HXLGQP.

19. Худякова, Я. В. Реализация технологии здоровьесбережения в образовательном процессе / Я. В. Худякова, У. В. Худякова, О. Ю. Малахова // Молодежная наука в XXI веке: традиции, инновации, векторы развития: Материалы VI Международной научно-исследовательской конференции, посвященной 50-летию Самарского государственного университета путей сообщения, Самара-Оренбург, 18–19 апреля 2023 года. – Самара-Оренбург: ОрИПС-филиал СамГУПС в г. Оренбург, 2023. – С. 622-626. – EDN YXUFVG.

20. Чернявский, А. А. Здоровьесберегающие практики современной молодежи столичного мегаполиса / А. А. Чернявский // Неделя Круглых Столов: Сборник статей участников межвузовской научно-практической конференции, Москва, 30 мая – 02 2022 года. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2022. – С. 333-336. – EDN BYVWTJ.

1. Androsova, A.I. Fizkulturnaia minutka kak tekhnologiia zdoroviesberezheniia [Physical education minute as a healthpreserving technology] / A. I. Androsova // Fizicheskaia kultura, sport, nauka i obrazovanie [Physical Education, Sport, Science and Education]: Collection of materials of the VIII All-Russian scientific and practical conference, Churapcha, April 10, 2024. - Churapcha: FSBEI HE Churapcha State Institute of Physical Culture and Sports, 2024. - P. 14-16. – EDN CDCJNR. (In Russ.)

2. Gaberkorn, I.I. Zdoroviesberegaiushchie tekhnologii kak uslovie sokhraneniia zdorovia mladshikh shkolnikov [Health-saving technologies as a condition for maintaining the health of primary school students] / I. I. Gaberkorn, V. A. Zimniakova // Aktualnye problemy regionov Rossii: istoriia i sovremennost [Topical Problems of the Regions of Russia: History and Modernity]: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, Evpatoria, May 22, 2024. - Simferopol: Limited Liability Company Publishing House "Arial", 2024. - P. 87-89. – EDN JJUZCC. (In Russ.)

3. Gudz, A.M. Zdoroviesberezhenie kak motivatsionnyi komponent samoorganizovannosti obuchaiushchikhsia [Health preservation as a motivational component of self-organization of students] / A. M. Gudz, V. P. Skorokhvatov // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki [Scientific Review. Pedagogical Sciences]. - 2022. - No. 1. - P. 10-14. - DOI 10.17513 / srps.2412. - EDN XZOUWL. (In Russ.)

4. Zherebtsova, E.A. Fizkulturno-ozdorovitelnyi kompleks «Gotov k trudu i oborone» kak tekhnologiia zdoroviesberezheniia, obiediniaiushchaia pokoleniia liudei [Physical education and health complex "Ready for Labor and Defense" as a health-preserving technology that unites generations of people] / E. A. Zherebtsova // Molodoi issledovatel: ot idei k proektu [Young Researcher: From Idea to Project]: Proceedings of the VI student scientific and practical conference, Yoshkar-Ola, April 26–29, 2022 / Responsible editor D.A. Mikheeva. – Yoshkar-Ola: Mari State University, 2022. – P. 146-148. – EDN DHGANV. (In Russ.)

5. Zdoroviesberezhenie kak innovatsionnyi aspekt sovremennogo obrazovaniia [Health preservation as an innovative aspect of modern education]: Collection of materials of the IV International scientific and practical Internet conference, St. Petersburg, April 25, 2023 / Comp. S.A. Medvedeva. - St. Petersburg: Limited Liability Company "Povolzhskaya Scientific Corporation", 2023. - 566 p.– ISBN 978-5-605-03843-6. – EDN PDVHRW. (In Russ.)

6. Ispolzovanie tekhnologii zdoroviesberezheniia v sovremennoi shkole [Use of health-preserving technologies in a modern school] / O. G. Koshevaia, V. I. Kurilenko, L. V. Skokova, G. A. Likhacheva // Sovremennye tendentsii razvitiia nauki i proizvodstva [Modern Trends in the Development of Science and Production]: Collection of materials of the International scientific and practical conference, Kemerovo, April 29, 2022. - Kemerovo: Limited Liability Company "West Siberian Scientific Center", 2022. - P. 34-35. – EDN NDOLAY. (In Russ.)

7. Karpov, R.V. Vnedrenie tekhnologii zdoroviesberezheniia v uchebnyi protsess elektivnoi distsipliny "Fizicheskaia kultura i sport" [Implementation of health-preserving technologies in the educational process of the elective discipline "Physical Education and Sports"] / R. V. Karpov, A. B. Khabibullin // Voprosy pedagogiki [Issues of Pedagogy]. - 2022. - No. 2-2. - P. 71-74. - EDN MCVOIB. (In Russ.)

8. Kuptsova, S.A. Tekhnologii zdoroviesberezheniia kak osnova profilaktiki narushenii zdorovia obuchaiushchikhsia i podderzhaniia zdoroviesberegaiushchei sredy v obrazovatelnykh organizatsiiakh [Health-preserving technologies as a basis for preventing health disorders in students and maintaining a health-preserving environment in educational organizations] / S. A. Kuptsova // Gumanitarnye osnovy inzhenernogo obrazovaniia: metodicheskie aspekty v prepodavanii rechevedcheskikh distsiplin i problemy rechevogo vospitaniia v vuze [Humanitarian Foundations of Engineering Education: Methodological Aspects in Teaching Speech Disciplines and Problems of Speech Education at the University]: Collection of materials of the IX All-Russian scientific and methodological conference, Peterhof, May 26, 2023 / Eds. T. V. Riabova, O. A. Kunnikova. - St. Petersburg Peterhof: Military Institute of Railway Troops and Military Communications of the Military Academy of Logistics named after General of the Army A.V. Khrulev, 2023. – P. 246-249. – EDN SVPUZN. (In Russ.)

9. Likhacheva, G.T. Aktualnye problemy vnedreniia sovremennykh tekhnologii zdoroviesberezheniia v obrazovatelnye protsessy [Topical problems of introducing modern health-preserving technologies into educational processes] / G. T. Likhacheva, G. A. Kashapova // Sovremennye tekhnologii zdoroviesberezheniia i aktualnye strategii realizatsii fizkulturno-sportivnoi deiatelnosti v regionalnykh aspektakh [Modern Health-Preserving Technologies and Current Strategies for the Implementation of Physical Education and Sports Activities in Regional Aspects]: Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Bryansk, May 15, 2024. Bryansk: Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, 2024. - P. 157-159. – EDN KQSYIZ. (In Russ.)

10. Liubaeva, E.B. Proekt "zdoroviesberezhenie v obrazovanii, opyt primeneniia tekhnologii" [Project "Health-saving in education, experience of using technologies"] / E. B. Liubaeva // Zdoroviesberezhenie i zdoroviesozidanie v sovremennom obrazovatelnom prostranstve [Health-Saving and Health-Creation in the Modern Educational Space]: Collection of articles and methodological materials based on the results of the All-Russian scientific and practical seminar, St. Petersburg, March 2, 2024. - St. Petersburg: Science-intensive technologies, 2024. - P. 45-49. – EDN SWLBIV. (In Russ.)

11. Scientific foundations for the creation and implementation of modern health-preserving technologies: materials of the X international scientific and practical conference dedicated to the 300th anniversary of the Russian Academy of Sciences, Rostov-on-Don, December 1, 2023. - Volgograd: Limited Liability Company "SFERA", 2023. - 377 p. – ISBN 978-5-00186-160-7. – EDN POGVPY. (In Russ.)

12. Petrov, O.V. Zdoroviesberegaiushchaia deiatelnost v shkole [Health-preserving activities at school] // Vospitanie shkolnikov [Education of Schoolchildren]. - 2005. - No. 2. - P. 19-22. (In Russ.)

13. Pomerantsev, A.V. Sovremennye tekhnologii zdoroviesberezheniia i bezopasnosti zhiznedeiatelnosti v pedagogicheskom protsesse [Modern technologies of health-preserving and life safety in the pedagogical process] / A.V. Pomerantsev // Sovremennye tekhnologii zdoroviesberezheniia i bezopasnosti zhiznedeiatelnosti v pedagogicheskom protsesse [Modern Technologies of Health Preservation and Life Safety in the Pedagogical Process]: materials of the I All-Russian scientific and practical conference, Yekaterinburg, November 24, 2022. - Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 2022. - P. 336-339. – EDN MTFNUX. (In Russ.)

14. Rozenfeld, A.S. Fizicheskaia kultura i sport v sisteme obshchekulturnykh tsennostei [Physical education and sport in the system of general cultural values] / A. S. Rozenfeld, K. A. Riamova // Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana [Pedagogical Journal of Bashkortostan]. - 2024. - No. 3 (105). - P. 130-141. - DOI 10.21510 / 1817-3292-2024-105-3130-141. - EDN FZVNVL. (In Russ.)

15. Smirnov, N.K. Aktualnye problemy zdoroviesberegaiushchego obrazovaniia [Topical problems of health-saving education] // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal]. 2012. No. 9. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-zdoroviesberegayuschego-obrazovaniya (accessed: 23.04.2025). (In Russ.)

16. Sonkin, V.V. Kolichestvennaia otsenka umstvennoi rabotosposobnosti [Quantitative assessment of mental performance] // Novye issledovaniia [New Research]. - 2004. – No. 1-2. – P. 359. (In Russ.)

17. Stupin, A.V. Sovremennye tekhnologii zdoroviesberezheniia i realizatsiia fizkulturno-sportivnoi deiatelnosti [Modern technologies of health-preservation and implementation of physical culture and sports activities] / A.V. Stupin, D.D. Lykov, E.R. Borodina // Sovremennye tekhnologii zdoroviesberezheniia i aktualnye strategii realizatsii fizkulturnosportivnoi deiatelnosti v regionalnykh aspektakh [Modern Health-Preserving Technologies and Current Strategies for the Implementation of Physical Education and Sports Activities in Regional Aspects]: Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation, Bryansk, May 15, 2024. - Bryansk: Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, 2024. - P. 275-279. – EDN KSKMYT. (In Russ.)

18. Tagirov, Z.T. Igrovye tekhnologii i zdoroviesberezhenie v uchebnom protsesse [Gaming technologies and healthsaving in the educational process] / Z. T. Tagirov, E. T. Shabanova // Aktualnye problemy realizatsii zdoroviesberegaiushchikh tekhnologii v obrazovatelnoi srede [Topical Problems of Implementing Health-Saving Technologies in the Educational Environment]: Collection of materials of the V All-Russian scientific and practical conference, Rostov-onDon, April 7–8, 2022. - Rostov-on-Don: AkademLit (Publisher IP Kovtun S.A.), 2022. - P. 95-97. – EDN HXLGQP. (In Russ.)

19. Khudiakova, Ia.V. Realizatsiia tekhnologii zdoroviesberezheniia v obrazovatelnom protsesse [Implementation of health-preserving technology in the educational process] / Ia. V. Khudiakova, U. V. Khudiakova, O. Iu. Malakhova // Molodezhnaia nauka v XXI veke: traditsii, innovatsii, vektory razvitiia [Youth Science in the 21st Century: Traditions, Innovations, Development Vectors]: Proceedings of the VI International Research Conference dedicated to the 50th anniversary of the Samara State Transport University, Samara-Orenburg, April 18-19, 2023. – Samara-Orenburg: OrIPS-branch of SamGUPS in Orenburg, 2023. – P. 622-626. – EDN YXUFVG. (In Russ.)

20. Cherniavskii, A.A. Zdoroviesberegaiushchie praktiki sovremennoi molodezhi stolichnogo megapolisa [Health-saving practices of modern youth of the capital metropolis] / A. A. Cherniavskii // Nedelia Kruglykh Stolov [Week of Round Tables]: Collection of articles by participants of the interuniversity scientific and practical conference, Moscow, May 30 – 02 2022. – Moscow: Plekhanov Russian University of Economics, 2022. – P. 333-336. – EDN BYVWTJ. (In Russ.)

Статья поступила 23.05.2025.

Статья подписана в печать 07.06.2025.

The article was received on 23.05.2025.

The article was signed for publication on 07.06.2025.

Обеспечение благополучного и безопасного детства является одним из основных национальных приоритетов России1 .

Здоровье школьников — вопрос государственной важности: по ФГОС школа должна гарантировать «охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся». Задача укрепления и здоровья детей рассматривается как важное условие их разностороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности2 .

Выделяют несколько компонентов здоровья:

• соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека;

• физическое здоровье — уровень роста и развитие органов и систем организма;

• психическое здоровье — состояние психической сферы, душевного комфорта;

• социальное здоровье — это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в семье, школе, социальной группе;

• нравственное здоровье — это система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.

Основная задача школы — создание необходимых условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья школьника. Иными словами, если задача медицины – воздействовать на причины болезни, то задача педагогики – воздействовать на причины здоровья в современных условиях важная педагогическая проблема школьного образования состоит в том, чтобы помочь учащемуся осознать, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он сам отвечает и которое обязан поддерживать в естественно-гармоничном состоянии. Важно дать ребенку знания о его неповторимости, научить осмысливать процессы своего физического и психического развития, противостоять жизненным стрессам. Здоровье детей зависит от здоровья взрослых: никакие уроки не заменят личного примера родителей и учителей, ведущих здоровый образ жизни.

Для Цитирования:
Металиченко Эдуард Станиславович, Формирование здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: