В современном обществе стратегическим ориентиром российского образования является задача формирования высококвалифицированной рабочей силы для экономики страны. Основным критерием оценки образовательной деятельности становится качество обучения в вузе, т.е. готовность и способность его выпускников к эффективной профессиональной деятельности. Возрастает роль преподавателя вуза в реализации этой задачи, предъявляется требование к высокому качеству его профессиональной деятельности.
В научной литературе профессиональная деятельность преподавателя вуза исследуется по компонентам деятельности, выявляется их содержание. Определяются профессиональные компетенции с учетом основных видов профессиональной деятельности преподавателя вуза. Рассматриваются вопросы формирования профессионально-педагогической компетентности преподавателей вуза в процессе деятельности.
В акмеологических исследованиях раскрывается аспект достижения профессионального и личностного развития специалиста, изучаются его ведущие компоненты. Гармонизируя и развивая профессиональные качества в своей деятельности, преподаватель вуза достигает профессионализма.
В настоящее время отсутствует теория, опираясь на которую, можно было бы оптимизировать профессиональную эволюцию преподавателя с учетом интегративного характера его деятельности [1, с.13]. Кроме того, недостаточно разработаны вопросы выявления условий успешной организации профессиональной деятельности преподавателя вуза.
Важно рассмотреть аксиологическую ориентацию социальной ответственности в качестве условия оптимизации профессиональной деятельности преподавателя вуза.
Подлежит уточнению научное представление о сущности социальной ответственности преподавателя вуза, дополнению структурносодержательная характеристика профессиональной деятельности преподавателя вуза.
В структуре социальной ответственности преподавателя высшего учебного заведения можно выделить ряд элементов (рис. 1).
Рассмотрим элементы социальной ответственности преподавателя вуза.