В России находят применение все виды транспорта, такие как: железнодорожный, воздушный, автомобильный, водный транспорт и трубопроводный, однако по данным Росстата, с 2000 по 2022 г. доля перевозки грузов автотранспортом составляет более 70% грузов или примерно 6 млрд т в год. Но по показателям грузооборота (млрд т∙км) лидером по видам транспорта является железнодорожный с долей более 47%, в то время как на автомобильный имеет долю всего 5,6% за 2022 год (хотя доля для автомобильного транспорта постепенно увеличилась с 4% за 2000 год) [1].
Автомобильный транспорт является важнейшей составной частью транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Автомобильные перевозки популярны и широко используются, так как это обусловлено его преимуществами как надежного и оперативного способа доставки, грузоперевозки в любое удобное время и место, доставки товара прямо к месту назначения, перевозки грузов по оптимальному маршруту и способности при необходимости отклониться от первоначального маршрута, что позволяет забрать попутный груз, а, значит, удешевить логистику, и гарантирует своевременную перевозку вне зависимости от непредвиденных ситуаций. Таким образом, даже с учетом имеющихся недостатков, а именно: ограниченности использования на большие расстояния при перевозке значительных партий грузов, зависимости от дорожной сети и высокой стоимости при грузовых перевозках на большие расстояния, обеспечивается не только высокая маневренность и универсальность использования, но и то, что он хорошо вписывается в рыночную экономику. Успешная конкуренция на автомобильном транспорте обусловлена его демонополизацией. Междугородние и международные грузоперевозки на автомобилях характеризуются быстротой, гибкостью и маневренностью [2].
В результате проведенного анализа системы организации перевозок опасных грузов, по оценкам Минтранса России, в общем объеме грузов, перевозимых в России всеми видами транспорта, доля опасных грузов составляет порядка 20%, или примерно 800 млн т. Можно констатировать, что на долю автомобильного транспорта приходится около 65% объемов перевозок опасных грузов, около 30% — железнодорожного транспорта, около 0,1% — авиации, примерно 5% — речного и морского транспорта [3].