По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Формирование структуры затрат на хлебопекарную продукцию в формате экономического взаимодействия с партнерами

Л. Головина канд. экон. наук, ВНИИ организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, e-mail: golovina.lidia@yandex.ru
Е. Юрков канд. экон. наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела экономических отношений в организациях АПК, ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, e-mail: elmann@list.ru

В статье исследуются важные проблемные вопросы отечественного хлебопекарного производства. На примере одного из хлебозаводов Орловской области анализируются изменения в перечне затрат производства на изготовление белого хлеба за период 1999–2019 гг. В статье приведены рассуждения о пользе для хлебопекарной промышленности отмены возврата нереализованного хлеба от торговых предприятий. Рассматриваются причины ухудшения качества пшеничной муки и белого хлеба в торговых сетях страны. Затрагивается проблема повышения рентабельности хлебопекарного производства за счет изменения ценовой политики. Рассматриваются условия улучшения финансового состояния хлебопекарных предприятий, а также возможность привлечения инвестиций в отрасль.

Литература:

1. Головина Л. А., Юрков Е. П. О характере структурных изменений в составе затрат и адаптации к изменениям цен на сырье в хлебопекарном производстве // ЭТАП: Экономическая Теория. Анализ. Практика. — 2019. — № 5. — С. 145–153.

2. ЕМИСС. (2019). Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. fedstat.ru/.

3. Пономарева О. И. Акцент на хлебопечение! Итоги отраслевого совещания в МСХ РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hlebspb. ru/uf/editor/files/2015/%D08E.pdf.

4. Проблема возврата нереализованного хлеба имеет решение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bake.ingredients. pro/news/ article/problema-vozvratanerealizovannogo-khleba-imeetreshenie/.

5. Почему в России зерна много, а качество хлеба падает [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// www.izh.kp.ru/daily/26597/3613017/.

6. Хлебопекарная отрасль: проблемы и пути их решения [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// khlebprod.ru/soyuz-pekarej14/1421khlebopekarnaya-otrasl-problemy-iputi-ikh-resheniya.

- в России необходима корректировка действующих правил возврата торговыми сетями на хлебопекарные предприятия непроданного хлеба, что позволит повысить рентабельность хлебозаводов;

- к факторам, влияющим на снижение в России качества муки из пшеницы, относятся специфика спроса на сырье для хлебопекарной отрасли, а также происходящие в аграрном секторе негативные изменения, затрагивающие производство пшеницы;

- нужда хлебопекарной отрасли в государственной финансовой поддержке для улучшения качества хлеба и в политике административного сдерживания цен на хлеб для формирования инвестиционных ресурсов.

Хлеб входит в категорию «социальных» продуктов первой необходимости. К 2020 г. в России сложилась такая ситуация, что изготовлением хлебобулочных изделий заняты как крупные организации, в числе которых хлебокомбинаты и хлебозаводы, на которых трудятся сотни работников, так и мини-пекарни, трудовой коллектив в которых обычно не превышает десятка человек.

Хлебопекарное производство занимает позицию среднего звена в цепочке «от поля до прилавка», в которой характер экономического взаимодействия хлебопекарных предприятий с партнерами определяется двумя ключевыми аспектами:

- Затратно-сырьевой аспект. Он напрямую зависит от организационного и экономического характера взаимоотношений хлебопекарей с мукомолами.

- Реализационный аспект. Он включает в себя отношения хлебопекарного предприятия с торговыми сетями, реализующими хлеб. Также в этот аспект входит взаимодействие хлебопекарной отрасли с региональными контрольно-надзорными органами и местными отделениями Федеральной антимонопольной службы.

На хлебном рынке России уровень конкуренции высок. К 2020 г. сложилась такая ситуация, когда крупные хлебозаводы зачастую уступают в конкурентной борьбе более мелким предприятиям. Это объясняется тем, что мини-пекарни быстрее реагируют на запросы потребителей и имеют возможность часто обновлять ассортимент выпускаемой продукции с учетом усиления присутствия на прилавке наиболее востребованных позиций. Другими словами, мелкие хлебопекарни могут свободно определять структуру и объем выпускаемой продукции. Они также имеют возможность быстро менять цены на свою продукцию [1].

Для Цитирования:
Л. Головина, Е. Юрков, Формирование структуры затрат на хлебопекарную продукцию в формате экономического взаимодействия с партнерами. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: