- в России необходима корректировка действующих правил возврата торговыми сетями на хлебопекарные предприятия непроданного хлеба, что позволит повысить рентабельность хлебозаводов;
- к факторам, влияющим на снижение в России качества муки из пшеницы, относятся специфика спроса на сырье для хлебопекарной отрасли, а также происходящие в аграрном секторе негативные изменения, затрагивающие производство пшеницы;
- нужда хлебопекарной отрасли в государственной финансовой поддержке для улучшения качества хлеба и в политике административного сдерживания цен на хлеб для формирования инвестиционных ресурсов.
Хлеб входит в категорию «социальных» продуктов первой необходимости. К 2020 г. в России сложилась такая ситуация, что изготовлением хлебобулочных изделий заняты как крупные организации, в числе которых хлебокомбинаты и хлебозаводы, на которых трудятся сотни работников, так и мини-пекарни, трудовой коллектив в которых обычно не превышает десятка человек.
Хлебопекарное производство занимает позицию среднего звена в цепочке «от поля до прилавка», в которой характер экономического взаимодействия хлебопекарных предприятий с партнерами определяется двумя ключевыми аспектами:
- Затратно-сырьевой аспект. Он напрямую зависит от организационного и экономического характера взаимоотношений хлебопекарей с мукомолами.
- Реализационный аспект. Он включает в себя отношения хлебопекарного предприятия с торговыми сетями, реализующими хлеб. Также в этот аспект входит взаимодействие хлебопекарной отрасли с региональными контрольно-надзорными органами и местными отделениями Федеральной антимонопольной службы.
На хлебном рынке России уровень конкуренции высок. К 2020 г. сложилась такая ситуация, когда крупные хлебозаводы зачастую уступают в конкурентной борьбе более мелким предприятиям. Это объясняется тем, что мини-пекарни быстрее реагируют на запросы потребителей и имеют возможность часто обновлять ассортимент выпускаемой продукции с учетом усиления присутствия на прилавке наиболее востребованных позиций. Другими словами, мелкие хлебопекарни могут свободно определять структуру и объем выпускаемой продукции. Они также имеют возможность быстро менять цены на свою продукцию [1].