Применение управления по целям на предприятии требует существенного усиления ориентации деятельности организации на конечный результат.
Поэтому используются специфические методы управления, повышения качества выполнения всех управленческих функций, а также использования специальных методов и подходов при построении системы целей.
Одним из наиболее эффективных инструментов обеспечения достижения целей является система сбалансированных показателей (ССП), которая предполагает создание стратегических карт для предприятия в целом, и его отдельных бизнес-единиц. Стратегические цели предприятия каскадируются до целей первого уровня и отражаются через призму четырех инициатив: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, сотрудники и развитие организации. Нсмотря на то, что все четыре группы этих целей взаимосвязаны и важны для реализации общей стратегии предприятия, степень их относительной значимости различна. На уровне предприятия эти различия определяются долгосрочной и краткосрочной перспективами развития, размером компании и стадией ее жизненного цикла, отраслевой спецификой. На уровне отдельных бизнес-единиц — особенностями бизнес-процессов, технологическими, структурными, организационными факторами.
Различная степень значимости для предприятия отдельных целей первого уровня и разная степень влияния отдельных структурных подразделений на их достижение требуют выработки на предприятии единой методики их ранжирования, с целью дальнейшей трансформации в KPI для подразделений и работников.
Поскольку все цели взаимосвязаны, то необходимо определить коэффициенты относительной значимости (КОЗ) каждой из них, а в дальнейшем определить степень влияния отдельных подразделений и работников на их достижение.
Предлагаем выделить следующие критерии для определения КОЗ:
1. Оценка целей нижележащего уровня по их значимости для достижения цели более высокого уровня.
2. Оценка целей одного уровня с позиций их значимости между собой, вне связи с целями более высокого уровня.