Эффективность и успешность деятельности профессионала в поликультурном современном обществе зависит в большой степени от его социокультурной толерантности и способности работать с людьми различной культурной, межконфессиональной либо этнической принадлежности, от умений слушать, использовать культуросообразные паттерны поведения в трудных ситуациях, а это трудно сделать, если у личности не развита социокультурная компетенция [1].
В настоящее время перед средним образованием стоит задача сформировать у студентов социокультурную компетенцию, дающую возможность каждому человеку адаптироваться в любой культуре и не испытывать так называемого культурного шока. Этого требуют и ФГОС нового поколения, созданные в компетентностном формате, где социокультурная компетенция является важной составляющей общекультурных компетенций студента.
Формирование и развитие социокультурной компетенции у студентов становится сегодня государственным заказом не только в России, но и во всем мире, поскольку от того, как молодое поколение будет находить общий язык с представителями других культур в мультикультурном обществе, будет зависеть их профессиональная реализация в производственной и общественной жизни страны. Проблема эта носит государственный характер еще и потому, что формированию и развитию социокультурной компетенции уделяется огромное внимание для предупреждения военных конфликтов, террористических актов и решения вопросов национальной безопасности, особенно в условиях глобализации современного мира.
Понятие социокультурной компетентности в отечественной литературе в общем и целом трактуется как готовность к сотрудничеству, способность к бесконфликтному общению, достижению поставленных целей, умению адаптироваться, проявлять социальную активность, принимать на себя ответственность.
В отечественных психолого-педагогических исследованиях социокультурная компетенция является составляющей общей культурной компетентности личности и включает в себя готовность личности к выполнению и участию в социокультурной деятельности. Социокультурная компетенция является частью социальной компетенции личности и необходимым базисом для ее успешного развития [3].