По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.113.4

Формирование системы взаимодействующего управления в современной образовательной организации

А.А. Ярулов доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой Московского педагогического государственного университета (МПГУ)

Рассматриваются вопросы формирования системы взаимодействующего управления в современной образовательной организации. Вносятся предложения по определению методологических компонентов, принципов, целей, стратегии и тактики осуществления системы взаимодействующего управления.

Литература:

1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. — М.: Московский психолого– социальный институт; Воронеж: «МОДЭК», 1999.

2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы) / Москва: Просвещение, 1982.

3. Воровщиков С.Г. Менеджмент в образовании / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. — М.: ГБОУ ДО «Учебно-спортивный центр» Москомспорта, 2012.

4. Деркач А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. — Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2006.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

6. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды — Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1999.

7. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

8. Шамова Т.И. Управление развитием инновационных процессов в школе / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Г.М. Тюлю и др.; под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. — М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1995.

9. Ярулов А.А. Смысловые позиции интегративного управления общеобразовательной организацией: монография — М.: ИД «Народное образование», 2019 г.

10. Ярулов А.А. Интегративное управление средой образования в школе — М.: ИД «Народное образование», 2008.

11. Ярулов А.А. Взаимодействующее управление как ключевой ресурс успешной реализации ФГОС — М.: УЦ «Перспектива», 2014.

12. Ярулов А.А. Психолого-педагогическое содействие процессам развития личности в школьной среде на основе базовых ориентиров на концепцию В.С. Мухиной “Феноменология бытия и развития личности // «Развитие личности» 2015. № 1.

13. Ярулов А.А. Психология управления образовательными системами: учебное пособие. — М.: Народное образование, 2022.

Актуальность управления процессами организации образовательного взаимодействия определяется тем, каким образом, с помощью каких средств будет решена задача превращения каждого образовательного учреждения в успешно дейс твующую образовательную организацию.

Решение данной задачи находится в непосредственной зависимости от того какая система образовательного взаимодействия выстроена и доминирует во взаимоотношениях между всеми организаторами и участниками образовательного процесса.

Если система образовательного взаимодействия носит характер действенного воплощения гуманистических идей в образовательный процесс, обеспечивает гармонизацию и оптимизацию образовательных связей и отношений, то мы обеспечиваем решение данной задачи и получаем опыт целостного, педагогически правильного соорганизованного управления.

В психолого-педагогическом научном знании категория взаимодействия рассматривается в качестве базовой при решении совокупной (целостной) системы образования:

• «человеческого» в человеке (философский аспект);

• внутреннего мира (среды) взаимодействия человека с самим собой и окружающим миром (психологический аспект);

• полноценной и гармонично развитой личности (психолого-педагогический аспект);

• совокупного субъекта и объекта своего развития и обогащающего функционирования (управленческий аспект);

• качественно нового уровня культуры взаимодействия человека, государства и общества (интегративный аспект) [9; 12].

При этом отмечается, что эффективность выстраивания системы организации образовательного взаимодействия зависит от применения трехуровневой модели, определяющей цели, подходы, принципы и содержание (формы и методы).

Если структура образовательного взаимодействия выступает как интегрирующий фактор управленческой системы, посредством которого происходит обеспечение условий для организации целостного образовательного процесса, для оптимизации, гармонизации и формирования плодотворных связей и отношений между всеми участниками и уровнями взаимодействия, то наблюдаются значимые успехи деятельности образовательного учреждения.

Для Цитирования:
А.А. Ярулов, Формирование системы взаимодействующего управления в современной образовательной организации. Юрист ВУЗа. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: