Актуальность управления процессами организации образовательного взаимодействия определяется тем, каким образом, с помощью каких средств будет решена задача превращения каждого образовательного учреждения в успешно дейс твующую образовательную организацию.
Решение данной задачи находится в непосредственной зависимости от того какая система образовательного взаимодействия выстроена и доминирует во взаимоотношениях между всеми организаторами и участниками образовательного процесса.
Если система образовательного взаимодействия носит характер действенного воплощения гуманистических идей в образовательный процесс, обеспечивает гармонизацию и оптимизацию образовательных связей и отношений, то мы обеспечиваем решение данной задачи и получаем опыт целостного, педагогически правильного соорганизованного управления.
В психолого-педагогическом научном знании категория взаимодействия рассматривается в качестве базовой при решении совокупной (целостной) системы образования:
• «человеческого» в человеке (философский аспект);
• внутреннего мира (среды) взаимодействия человека с самим собой и окружающим миром (психологический аспект);
• полноценной и гармонично развитой личности (психолого-педагогический аспект);
• совокупного субъекта и объекта своего развития и обогащающего функционирования (управленческий аспект);
• качественно нового уровня культуры взаимодействия человека, государства и общества (интегративный аспект) [9; 12].
При этом отмечается, что эффективность выстраивания системы организации образовательного взаимодействия зависит от применения трехуровневой модели, определяющей цели, подходы, принципы и содержание (формы и методы).
Если структура образовательного взаимодействия выступает как интегрирующий фактор управленческой системы, посредством которого происходит обеспечение условий для организации целостного образовательного процесса, для оптимизации, гармонизации и формирования плодотворных связей и отношений между всеми участниками и уровнями взаимодействия, то наблюдаются значимые успехи деятельности образовательного учреждения.