По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.108.244, JEL classification J63, M51

Формирование системы удержания квалифицированных сотрудников предприятия

Ганиева Альбина Казимовна канд. экон. наук, доцент кафедры управления персоналом, ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», 295007, Россия, Республика Крым, г. Симферополь, просп. Академика Вернадского, д. 4

В статье представлены результаты исследования по созданию системы удержания квалифицированных специалистов организаций. Автором показано, что применение методов и инструментов системы удержания квалифицированных сотрудников повышает уровень удовлетворенности трудом и лояльности персонала. На основе анализа предыдущих исследований раскрываются ключевые задачи системы удержания квалифицированных сотрудников. В статье также обобщены современные причины ухода сотрудников из организации и условия их выявления. Делается вывод о целесообразности разработки программы удержания сотрудников с использованием предлагаемых инструментов и методов. Результаты внедрения программы удержания сотрудников и ее эффективность необходимо оценить по нескольким критериям, к которым нужно добавить уровень удержания специалистов, сплоченность коллектива, удовлетворенность трудом. Формирование эффективной системы удержания квалифицированных сотрудников на современном этапе развития управления персоналом является ключевой проблемой кадровой стратегии предприятия.

Литература:

1. Ахметзянова Л. Ф. Нематериальные мотивационные факторы и их роль в удержании персонала в банковских организациях / Л. Ф. Ахметзянова, К. А. Мартынова // Международный журнал прикладных наук и технологий Integral.— 2021. — № 4. — C. 23–29.

2. Воронцова И. П. Создание системы мотивации персонала для сохранения кадрового суверенитета / И.П. Воронцова, И. Н. Тарасенко, Л. К. Витковская // Экономика: вчера, сегодня, завтра.— 2023. — Т. 13. — № 4-1. — С.736–742. DOI: 10.34670/AR.2023.38.21.088.

3. Долженко Р. А. Стандартизация процедуры адаптации новых сотрудников // Кадровик. — 2022 [Электронный ресурс]. — URL: https://panor.ru/articles/standartizatsiya-protsedury-adaptatsii-novykh-sotrudnikov/83644.html# (дата обращения: 28.09.2023).

4. Каштанова Е. В. Современные модели вовлеченности персонала в компанию / Е. В. Каштанова, А. С. Лобачева, Р.А. Ашурбеков // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2023. — Т. 12.— №3. — С. 30–37. DOI: 10.12737/2305-7807-2023-12-3-30-37.

5. Латушкина Т. С. Разработка программы адаптации молодых специалистов IT-индустрии / Т. С. Латушкина, Е. А. Харитонова, И. А. Майорова // Экономика и предпринимательство. — 2021.— № 9 (134). — С. 1000–1010.

6. Романова Е. М. Вовлеченность сотрудников: опыт Правительства Москвы / Е. М. Романова, А. Р. Карымова, П. В. Масычев // Вестник Университета Правительства Москвы. — 2021. — № 3 (53). — С. 44–51.

7. Салогуб А. М. Управление креативным персоналом: теория и практика // Кадровик. — 2017 [Электронный ресурс]. — URL: https://panor.ru/articles/ upravlenie-kreativnym-personalom-teoriya-i-praktika/43326.html# (дата обращения: 28.09.2023).

8. Ши Д. Ограничения системы управления талантами в IT-подразделениях китайских энергетических компаний / Д. Ши // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2023. — №2 (140). — С.131–136.

9. IBM artificial intelligence can predict with 95 % accuracy which workers are about to quit their jobs // Cnbc.com [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.cnbc.com/2019/04/03/ibm-ai-can-predict-with-95-percent-accuracy-which-employees-will-quit.html (дата обращения: 28.09.2023).

10. Patil D. D. Importance of quality of workers for improving business / D.D. Patil// Human Progress. — 2020. — Vol. 6. — No. 3.

11. Tensions in sustainable warehousing: including the blue-collar perspective on automation and ergonomic workplace design / T.Gruchmann, A.Mies, S. Gold, T. Neukirchen // Journal ofBusiness Economics. — 2020.

12. Zavyalova, E. K. High-performance work systems in Russian and Indian IT companies / E. K. Zavyalova, D.G.Kucherov, V. S. Tsybova // Russian Management Journal. — 2020. — Vol. 18. — No. 2. — P.235–254.

Стремительные изменения на рынке труда, обострение конкуренции и технологические прорывы обусловили необходимость сохранения и удержания высококвалифицированного персонала как ключевой проблемы кадровых стратегий. Увольнение опытных сотрудников приводит к затратам времени и ресурсов на их замену, обучение новичков, снижение продуктивности рабочих процессов, что негативно сказывается на финансовом состоянии и репутации организации. Формирование эффективной системы удержания квалифицированного персонала является актуальной задачей для всех руководителей. Предприятия, инвестирующие в развитие и удержание своих сотрудников, обычно имеют меньшую текучесть кадров и более высокий уровень производительности труда. Каждый сотрудник индивидуален, и ценности, которыми он руководствуется, могут отличаться, следовательно, формирование системы удержания квалифицированного персонала способствует развитию командного духа в коллективе, что, в свою очередь, упрощает решение сложных производственных задач и повышает мотивацию специалистов к работе.

Формирование эффективной системы удержания квалифицированного персонала является актуальной задачей для всех руководителей.

Широкий круг исследователей рассматривают проблему удержания специалистов через призму системы адаптации персонала, полагая, что именно неэффективная адаптация становится причиной увольнения новых сотрудников. Авторами Латушкиной Т. С., Харитоновой Е. А., Майоровой И.А. выявлены ряд проблем адаптации молодых специалистов IT-компаний [5]. Роль нематериальных мотивационных факторов в удержании персонала в банковских организациях исследована Ахметзяновой Л. Ф. Автор считает, что инвестиции в создание возможностей для сотрудников иметь некоторую автономию, развивать предпринимательские навыки, участвовать в процессах принятия решений могут принести значительные выгоды для банков [1].

Ряд ученых неразрывно связывают удержание сотрудников с уровнем вовлеченности персонала. Обзор основных отечественных и зарубежных моделей, позволяющих оценить состояние вовлеченности, в частности, Q12 Gallup, модель «Делойт», McKinsey и других крупнейших компаний дает как результат повышение уровня корпоративной культуры и удержание специалистов на основе ценностных ориентиров [4]. Интересен опыт управления кадрами на государственной службе на примере правительства Москвы, которые успешно используют цифровую платформу для проведения исследования вовлеченности персонала и подготовки отчетов в рамках проекта «Кадровые сервисы», где сотрудники анонимно проходят опрос для формирования комплексного отчета, включающего рекомендации по устранению красных зон и профилактики увольнений [6].

Для Цитирования:
Ганиева Альбина Казимовна, Формирование системы удержания квалифицированных сотрудников предприятия. Кадровик. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: