Стремительные изменения на рынке труда, обострение конкуренции и технологические прорывы обусловили необходимость сохранения и удержания высококвалифицированного персонала как ключевой проблемы кадровых стратегий. Увольнение опытных сотрудников приводит к затратам времени и ресурсов на их замену, обучение новичков, снижение продуктивности рабочих процессов, что негативно сказывается на финансовом состоянии и репутации организации. Формирование эффективной системы удержания квалифицированного персонала является актуальной задачей для всех руководителей. Предприятия, инвестирующие в развитие и удержание своих сотрудников, обычно имеют меньшую текучесть кадров и более высокий уровень производительности труда. Каждый сотрудник индивидуален, и ценности, которыми он руководствуется, могут отличаться, следовательно, формирование системы удержания квалифицированного персонала способствует развитию командного духа в коллективе, что, в свою очередь, упрощает решение сложных производственных задач и повышает мотивацию специалистов к работе.
Широкий круг исследователей рассматривают проблему удержания специалистов через призму системы адаптации персонала, полагая, что именно неэффективная адаптация становится причиной увольнения новых сотрудников. Авторами Латушкиной Т.С., Харитоновой Е.А., Майоровой И.А. выявлены ряд проблем адаптации молодых специалистов IT-компаний [5]. Роль нематериальных мотивационных факторов в удержании персонала в банковских организациях исследована Ахметзяновой Л.Ф. Автор считает, что инвестиции в создание возможностей для сотрудников иметь некоторую автономию, развивать предпринимательские навыки, участвовать в процессах принятия решений могут принести значительные выгоды для банков [1].
Формирование эффективной системы удержания квалифицированного персонала является актуальной задачей для всех руководителей.
Ряд ученых неразрывно связывают удержание сотрудников с уровнем вовлеченности персонала. Обзор основных отечественных и зарубежных моделей, позволяющих оценить состояние вовлеченности, в частности, Q12 Gallup, модель «Делойт», McKinsey и других крупнейших компаний дает как результат повышение уровня корпоративной культуры и удержание специалистов на основе ценностных ориентиров [4]. Интересен опыт управления кадрами на государственной службе на примере правительства Москвы, которые успешно используют цифровую платформу для проведения исследования вовлеченности персонала и подготовки отчетов в рамках проекта «Кадровые сервисы», где сотрудники анонимно проходят опрос для формирования комплексного отчета, включающего рекомендации по устранению красных зон и профилактики увольнений [6].