По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332(075.8) DOI:10.33920/med-17-2008-01

Формирование резервов предстоящих расходов

Герасимова Лариса Николаевна д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и управление в строительстве», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) Россия, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, e-mail: 22969@mail.ru, ORCID iD: orcid.org/0000-0003-1144-6019

В статье рассматриваются резервы, которые формирует учреждение. Проанализированы новые стандарты по резервам, для кого они предназначаются и какие резервы в каких случаях нужны. Показано, что все резервы делятся на те, которые необходимо формировать обязательно, и на те, которые создают при необходимости. Рассмотрен общий алгоритм действий формирования резерва на оплату отпусков и проверки резервов за прошлый год, а также ситуация, когда отпуск и резерв не совпали. Приведены примеры расчетов и учета отпускных, которые резерв не покрывает полностью. Рассмотрен новый резерв под снижение стоимости материальных запасов. Он создается, если учреждение производит продукцию, предназначенную для реализации. Показано, что резерв по претензиям и искам формируется, если по состоянию на отчетную дату учреждению уже предъявлены претензионные требования или оно участвует в судебном разбирательстве. Проанализировано создание резерва по реструктуризации, необходимость в котором возникает, если учреждение реструктуризирует деятельность или ликвидируется. Показано, что формирование резерва по гарантийному ремонту осуществляется в случаях, если у учреждения есть производство продукции и соответствующие условия в договорах с покупателями. Резерв по убыточным договорным обязательствам формируется, если учреждение не может расторгнуть договор в одностороннем порядке. Рассмотрен бухгалтерский учет резервов. Проанализированы условные обязательства и их отличия от резервов.

Литература:

1. Приказ Минфина России от 27.02.2018 № 32н (ред. от 16.12.2019) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Доходы”» (зарегистрирован в Минюсте России 18.05.2018 № 51122).

2. Приказ Минфина России от 07.12.2018 № 256н (ред. от 19.12.2019) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Запасы”» (зарегистрирован в Минюсте России 11.01.2019 № 53306).

3. Приказ Минфина России от 30.05.2018 № 124н (ред. от 19.12.2019) «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах”» (зарегистрирован в Минюсте России 29.06.2018 № 51491).

4. Герасимова Л.Н. Современные тенденции формирования консолидированной отчетности группы компаний / Л.Н. Герасимова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — М., 2014. — № 13 (199). — С. 11–12.

5. Герасимова Л.Н., Середюк Е.А. Совершенствование учета финансовых инструментов как направление развития инфраструктуры экономического роста / Л.Н. Герасимова, Е.А. Середюк // Аудит и финансовый анализ. — 2011. — № 4. — С. 41–47.

6. Заболонкова О.Н. Применение СГС «Резервы» с 2020 года: разъяснения Минфина / О.Н. Заболонкова // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2019. — № 11.

7. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С., Маслова Т.С. Критический анализ новаций в регламентациях по учетной политике организаций госсектора / Т.Ю. Дружиловская, Э.С. Дружиловская, Т.С. Маслова // Международный бухгалтерский учет. — 2018. — Т. 21. — Вып. 21, 22. — С. 1296–1313.

8. Гусев А.В. Комментарий к приказу Минфина России от 30.05.2018 № 124н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах”» / А.В. Гусев // Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера. — 2018. — № 9.

9. Герасимова Л.Н. Внутренний контроль дебиторской задолженности в организациях / Л.Н. Герасимова // Актуальные вопросы современной экономики. — 2014. — № 2. — С. 88–97.

10. Герасимова Л.Н. Роль учетных механизмов в управлении инновационной деятельностью организации / Л.Н. Герасимова // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. — 2012. — № 12. — С. 11.

11. Рекомендация Р-103/2019-ОК НКО «Представление в бухгалтерской отчетности информации о финансировании» / Фонд «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета “Бухгалтерский методологический центр”» (Фонд «НРБУ “БМЦ”»)). — Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра, 2019.

12. Ларцева Л.Н. Обзор поправок в стандартах для госсектора // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2020. — № 3.

13. Егорова А.О. Резерв на оплату отпусков в бухгалтерском (бюджетном) учете // Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2019. — № 12.

14. Герасимова Л.Н. Интегрированная бухгалтерская отчетность: преимущества и перспективы развития в России / Л.Н. Герасимова // Аудит и финансовый анализ. — 2014. — № 4. — С. 33–36.

15. Герасимова Л.Н. Учет резервов в международной практике / Л.Н. Герасимова // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 43 (241). — С. 17–21.

16. Gerasimova L.N. Migliorare I sistemi contabili degli strumenti finanziari derivati / L.N. Gerasimova // Italian Science Review. — 2014. — № 2. — С. 80–82.

17. Зацаринная Е.И., Устюгова И.В., Проданова Н.А. Бухгалтерская практика: Республика Корея / Е.И. Зацаринная, И.В. Устюгова, Н.А. Проданова / В сб.: Синергия учета, анализа и аудита в обеспечении экономической безопасности бизнеса и государства. Сборник материалов II Международной межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти проф. Петровой В.И. и проф. Баканова М.И. — 2016. — С. 101–105. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25556920.

18. Проданова Н.А., Зацаринная Е.И. Особенности системы бухгалтерского учета в Японии / Н.А. Проданова, Е.И. Зацаринная / В сб.: Бухгалтерский учет: достижения и научные перспективы XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию кафедры бухгалтерского учета университета. — 2015. — С. 397–401. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25089625.

1. The Order of the Ministry of Finance of Russia from 27.02.2018 N 32n (as amended on 16.12.2019) “On approval of the Federal accounting standard for public sector organizations “Income”. — Registered with the Ministry of justice of Russia on 18.05.2018 N 51122.

2. Order of the Ministry of Finance of Russia from 07.12.2018 N 256n (ed. from 19.12.2019) “On approval of the Federal accounting standard for public sector organizations “Reserves”. — Registered with the Ministry of justice of Russia 11.01.2019 N 53306.

3. Order of the Ministry of Finance of Russia from 30.05.2018 N 124n (ed. from 19.12.2019) “On approval of the Federal accounting standard for public sector organizations” Reserves. Disclosure of contingent liabilities and contingent assets.” — Registered with the Ministry of justice of Russia on 29.06.2018 N 51491.

4. Gerasimova L.N. Modern trends in the formation of consolidated financial statements of the group of companies / L.N. Gerasimova // Financial Analytics: problems and solutions., 2014. — № 13 (199). — Pp. 11–12.

5. Gerasimova L.N., Seredyuk E.A. Improvement of accounting of financial instruments as a direction of development of infrastructure of economic growth / L.N. Gerasimova, E.A. Seredyuk // Audit and financial analysis, 2011, no. 4, Pp. 41–47.

6. Zabolonkova O.N. Application of the GHS “Reserves” since 2020: explanations of the Ministry of Finance / O.N. Zabolonkova // Power ministries and departments: accounting and taxation. — 2019. — N 11.

7. Druzhilovskaya T.Yu., Druzhilovskaya E.S., Maslova T.S. Critical analysis of innovations in regulations on accounting policy of public sector organizations // International accounting. — 2018. — Vol. 21. — Issue 21, 22. — P. 1296–1313.

8. Gusev A.V. Comment to the Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 30.05.2018 N 124n “on approval of the Federal accounting standard for public sector organizations” Reserves. Disclosure of information about contingent liabilities and contingent assets” / A.V. Gusev // Budget organizations: acts and comments for accountants. — 2018. — N 9.

9. Gerasimova L.N. Internal control of accounts receivable in organizations / L.N. Gerasimova // Actual issues of modern economy, 2014, no. 2, Pp. 88–97.

10. Gerasimova L.N. the Role of accounting mechanisms in the management of innovative activities of the organization / L.N. Gerasimova // Financial Bulletin: Finance, taxes, insurance, accounting. — 2012. — № 12. — P. 11.

11. Recommendation R-103/2019-OK NCO “Presentation of information on financing in accounting statements” / national non-governmental accounting regulator “Accounting methodological center “Foundation “BMC”)). — Official website of the Accounting methodological center, 2019.

12. Lartseva L.N. Review of amendments to standards for the public sector // Institutions of culture and art: accounting and taxation. — 2020. — N 3.

13. Egorova A.O. Reserve for vacation payments in accounting (budget) accounting // Remuneration in a state (municipal) institution: accounting and taxation — 2019. — N 12.

14. Gerasimova L.N. Integrated accounting: advantages and prospects of development in Russia / L.N. Gerasimova // Audit and financial analysis, 2014, no. 4, Pp. 33–36.

15. Gerasimova L.N. Accounting of reserves in international practice / L.N. Gerasimova // International accounting. — 2012. — № 43 (241). — Pp. 17–21.

16. Gerasimova L.N. Migliorare I sistemi contabili degli strumenti finanziari derivati / L.N. Gerasimova // Italian Science Review. — 2014. — no. 2. — Pp. 80–82.

17. Zatsarinnaya E.I., Ustyugova I.V., Prodanova N.A. Accounting practice: Republic of Korea / E.I. Zatsarinnaya, I.V. Ustyugova, N.A. Prodanova // In the collection: synergy of accounting, analysis and audit in ensuring economic security of business and the state Collection of materials of the II international interuniversity scientific and practical conference dedicated to the memory of Prof. V.I. Petrov and Prof. Bakanova M.I. 2016. Pp. 101–105.

18. Prodanova N.A., Zatsarinnaya E.I. Peculiarities of the accounting system in Japan / N.A. Prodanova, E.I. Zatsarinnaya // In the collection: Accounting: achievements and scientific prospects of the XXI century Materials of the International scientific and practical conference dedicated to the 80th anniversary of the accounting Department of the University. — 2015. — P. 397–401.

До сих пор у учреждений не было методологии, как создавать резервы. Бухгалтеры формировали резервы на оплату отпусков и другие резервы по мере необходимости и делали это по своему усмотрению. В настоящее время появилось 10 новых федеральных стандартов, три из которых содержат правила для разных видов резервов.

Виды резервов описаны в Инструкции № 157н, и этот перечень продолжает действовать. Но теперь правила, как создавать, рассчитывать и оценивать резервы, регулируют федеральные стандарты:

• «Доходы», утвержден приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н;

• «Запасы», утвержден приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н;

• «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержден приказом Минфина России от 30.12.2018 № 124н [1–3].

В бухгалтерском учете резервы предстоящих расходов отражаются на счете 401.60 «Резервы предстоящих расходов».

В учетной политике необходимо закрепить, какие именно резервы будут создаваться и какие аналитические коды использоваться для каждого вида резерва. Допустим, для резерва на выплату отпусков можно использовать счет 401.61, для резерва под дебиторскую задолженность — счет 401.62.

Все резервы делятся на те, которые необходимо формировать обязательно, и на те, которые создают при необходимости.

Как и раньше, в учреждении нужно создавать резерв по отпускам. Сотрудники есть в каждом учреждении, поэтому этот резерв обязателен для всех учреждений. Порядок, как его формировать, Минфин утвердит в стандарте «Выплаты персоналу», который пока в проекте и выйдет в 2021 году. Пока же бухгалтеры пользуются правилами из Инструкции № 157н.

Резерв на оплату отпусков — единственный обязательный для всех резерв. Его создают, чтобы не оставить сотрудников без выплат из-за того, что в нужный момент не было на это денег. Бухгалтерия должна зарезервировать средства для оплаты обязательств по предстоящим отпускам, которые не определены по времени, например если сотрудники не отгуливают отпуск вовремя. Рассмотрим, как проще сформировать резерв и какими проводками отразить.

Для Цитирования:
Герасимова Лариса Николаевна, Формирование резервов предстоящих расходов. Бухучет в здравоохранении. 2020;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: