Протекающий процесс вовлеченности российских компаний в мировые экономические и интеграционные системы приводит к необходимости ведения их деятельности в соответствии с требованиями мировых стандартов качества. Расширение внутренней корпоративной инфраструктуры компаний стимулирует к развитию их организационно-контрольной среды, направленной на создание предпосылок по достижению поставленных целей и эффективности в принятии управленческих решений [1].
Применение стратегии устойчивого развития в организациях не только направлено на постановку финансовых целей и достижение прибыльности компаний, но в большей степени отражает развитие социальных и экологических факторов и оказание ими влияния на экономический рост общества в целом. Все это позволяет оценивать бизнес с точки зрения совокупности как финансовых, так и нефинансовых показателей результативности деятельности экономического субъекта, отражаемых в качественном и количественном виде, информационной доступности и прозрачности формируемых отчетов (как финансовых, так и нефинансовых), включающих в себя три основных элемента ESG-концепции (социальность, экологичность, управление).
Внедрение стратегии устойчивого развития в компании создает потребность в реализации контрольной функции в направлении обеспечения достоверности показателей, отражаемых не только в финансовой отчетности, но и представленных в нефинансовой отчетности. Формирование новых целей контрольной функции приводит к необходимости развития процессов системы внутреннего контроля при подготовке нефинансовых отчетов организации [2; 3].
Постановка задач контрольной функции в рамках выделенной цели по достижению эффективности отчетного обеспечения в области устойчивого развития прежде всего направлена на разделение полномочий между сотрудниками, обеспечение информационной системы, регламентированность новых направлений деятельности и внесение изменений в организационную структуру организаций [4].
Развитие процессов составления нефинансовой отчетности требует корректировки действующей контрольной среды компаний посредством переработки внутренних локальных актов, нормативного регулирования и структуры корпоративного управления [5]. Для того чтобы адаптация компаний к изменяющимся направлениям развития ее деятельности имела положительный эффект, важно, чтобы внедряемая стратегия устойчивого развития затрагивала все действующие бизнес-процессы. Видимость достигаемых результатов будет зависеть от того, насколько качественно происходит трансформация в системе внутреннего контроля [6]: формирование нового регламента, информационная обеспеченность сотрудников, внедрение сроков и порядка контрольных процедур, обучение персонала, внедрение цифровых процессов контрольных мероприятий.