Согласно Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг. [1], основной целью профессионального образования является «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, … свободно владеющего своей профессией и … способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов».
«Профессия» (от латинского professio ← profi teоr — объявляю своим делом) рассматривается как род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и, как правило, являющейся источником существования.
Главная особенность деятельности студента, желающего приобрести профессию, состоит в том, что его деятельность профессионально направлена, подчинена усвоению способов и опыта профессионального решения практических задач, с которыми он встретится в будущем.
Профессиональное становление и профессиональный рост студента как специалиста, формирование творческой, духовно богатой личности с учетом ее потребностей, интересов, желаний и способностей является одной из главнейших задач современной высшей школы.
Процесс профессионального самоопределения — это самопознание, это самооценка собственных профессиональных способностей и практические действия по их развитию, это самоактуализация. Профессиональная направленность личности студента ведет к пониманию и принятию профессиональных задач с оценкой собственных ресурсов их решения. В учебно-профессиональной деятельности формируются профессиональные способности, развиваются также общие интеллектуальные способности. Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста своего набора качеств (способностей), которые определяют ее успех.
Следствием профессионального роста личности будущего специалиста и развития его профессиональных способностей является определенный набор профессиональных компетенций, которыми должен владеть выпускник. Для формирования и развития профессиональных компетенций необходимы как теоретические знания, которые обычно приобретаются в ходе подготовки в вузе, так и практические умения и навыки, которые приобретаются в ходе практических занятий и практики в период обучения, а затем — в ходе профессиональной работы под руководством более опытных представителей данной профессии.