Классические исследования в области профориентации принадлежат Е. А. Климову, И. С. Кону, А. Е. Голомштоку, Н. С. Пряжникову, А. Д. Сазонову. Е. А. Климов подчеркивал важность профориентационной работы: «Надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессий. Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути» [3, с. 150].
В настоящее время система профориентационной работы включает деятельность по следующим направлениям:
1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию о востребованных профессиях на рынке труда, многообразии мира профессий и др.
2. Профессиональная диагностика — изучение личности в целях профориентации. В процессе профдиагностики изучают характерные особенности личности: потребности, ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональную направленность. Профдиагностика имеет целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.
3. Профподбор, профотбор — определение круга профессий (одной профессии), наиболее соответствующих личностным особенностям подростка, при которых возможна успешная профессиональная деятельность.
Прежде чем приступать к рассмотрению профессионального самоопределения как результата профориентационной работы, необходимо понять взаимосвязи основных компонентов профессионального самоопределения. По мнению ряда исследователей (Ф. Н. Гоноболин, Г. И. Щукина, О. В. Еремкина), одним из значимых компонентов профессионального самоопределения является развитие интересов учащихся в различных сферах профессиональной деятельности. Интерес к профессии занимает центральное место в процессе профессионального самоопределения личности.
С этой целью в рамках подпрограммы «Профессиональное самоопределение» государственной программы Санкт-Петербур-га «Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге на 2015–2020 гг.» изданы и размещены на санкт-петербургском портале по профессиональной ориентации граждан (далее — портал) видеоролики рабочих профессий и инженерно-технических специальностей (станочник деревообрабатывающих станков, закройщик, машинист крана, медицинская сестра операционная, монтажник санитарно-технических систем и оборудования и др.).