Профессионально-этическая подготовка специалистов по социальной работе определена особенностями социального и культурного разнообразия общества, сложностью профессии «социальная работа» в контексте постоянного взаимодействия с людьми. На практике социальным работникам приходится сталкиваться с разнообразными этическими проблемами, дилеммами вследствие необходимости выполнения профессиональных обязательств специалиста по отношению к клиентам, коллегам. Контактируя с людьми, отличающимися по возрасту, социальному статусу, профессии, национальности, конфессии, социальных работник выстраивает новые отношения [2].
Требования к профессионально-этическим качествам социального работника закреплены в Международном этическом и профессиональном кодексе социального работника и квалификационной характеристике «специалист по социальной работе».
Цель исследования: теоретическое обоснование и содержательно-технологическое обеспечение модели формирования профессионально-этической культуры специалиста по социальной работе в вузе.
Теоретико-методологический базис создания и развития отечественной системы непрерывного социального профессионального образования представлен в фундаментальных трудах В. И. Жукова, И. А. Зимней, Л. В. Мардахаева, В. А. Никитина, Е. И. Холостовой и др.
Проблемам вузовской подготовки специалистов по социальной работе посвящены отечественные (Р. З. Хайруллин, Е. С. Ярская-Смирнова и др.) и зарубежные (Х. Джонс, М. Доэл и др.) исследования.
Социально-психологические аспекты формирования профессионально-этической культуры специалистов социального профиля отражены в трудах А. Г. Асмолова, А. А. Бодалева, В. Д. Шадрикова и др.
В работах Е. П. Белозерцева, Б. З. Вульфова, Л. П. Илларионовой, Н. И. Никитиной, В. А. Сластенина и других обосновывается сущность профессионально-воспитывающего нравственно-этического взаимодействия в системе «преподаватель — студент».
В работах Г. П. Медведевой, Е. И. Холостовой, Н. Б. Шмелевой и других рассматриваются различные трактовки профессиональноэтической культуры специалиста по социальной работе [10].